Главная БОДИБИЛДИНГ ФИТНЕС ПИТАНИЕ ДИЕТЫ И ПОХУДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА АНАТОМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
Логин:  
Пароль:
Тренинг Целлюлит Аквафитнес Мотивация и советы Бодифлекс ФАРМАКОЛОГИЯ Калланетика Советы профи НОВОСТИ
По просьбе наших читателей мы повторяем описание упражнений древней гимнастики тибетских лам.

Эта гимнастика состоит всего из 6 простых упражнений, на выполнение которых требуется 15-20 минут. Но они настолько эффективны, что способны улучшить фигуру, дать заряд бодрости, хорошего настроения, энергии и здоровья. Упражнения были впервые описаны в книге Питера Кэлдера "Око возрождения", которая вышла в США еще в 1938 году. Автор пишет, что гимнастика - это тайная практика тибетских лам, которые использовали ее для сохранения здоровья и достижения вечной молодости. Замечено, что упражнения дают мощный омолаживающий эффект.

Упражнение 1. Встаньте прямо, разведите руки в стороны до уровня плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, делая полный оборот по часовой стрелке, если смотреть сверху. Повторите вращение от 3 до 21 раза; со временем скорость вращения можно увеличить.

Упражнение 2. Это упражнение выполняется сразу же после первого. Исходное положение - лежа на спине, - выдох. Прижмите ладони к полу, одновременно со вдохом поднимите голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем поднимите прямые ноги вверх, не отрывая таз от пола. Если трудно поднимать прямые ноги, их можно сгибать в коленях. Затем медленно опустите ноги и голову на пол, расслабьтесь - выдох. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 3. Исходное положение - стоя на коленях, опираясь на переднюю часть стопы; колени и стопы на ширине плеч, ладони лежат на задней стороне бедер. Наклоните голову вперед, прижав подбородок к грудине, - выдох. Отведите голову назад, опираясь руками о бедра, - вдох. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя на полу, прямые ноги вперед, стопы на ширине плеч, ладонями упритесь в пол, пальцы вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине, - выдох. Затем поднимите голову вверх и одновременно поднимите туловище горизонтально вдох. Сильно напрягите все мышцы, а потом расслабьтесь и вернитесь в исходную позу. Руки все время прямые, а стопы не должны скользить. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 5. Исходное положение - упор лежа прогнувшись, опираясь на ладони и переднюю часть стопы не касаясь пола коленями; расстояние между ладонями и стопами - немного шире плеч. Отведите голову назад - вверх, прогнитесь - выдох. Затем оттолкнитесь руками и перейдите в позу наклона, прижмите подбородок к грудине - вдох. Опора все время только на кисти и стопы. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 6. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Сделайте полный глубокий вдох через нос. 3атем, энергично выдыхая, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени; голову опустите. Подтяните мышцы тазового дна, одновременно вытолкните остатки воздуха и подтяните низ живота ("уддияна бандха"). Во время задержки дыхания на выдохе поднимитесь вверх в исходное положение, еще больше втягивая живот; руки на бедрах. Оставайтесь в этом положении до окончания естественной, без напряжения и одышки, задержки дыхания. Повторите упражнение 3 раза. (В режиме освоения его можно делать до 9 раз).

Расслабление. После выполнения всех упражнений требуется небольшое расслабление. Ложитесь на спину и отдохните 5-10 минут.

Эту гимнастику нужно выполнять ежедневно. В первую неделю достаточно повторять каждое упражнение 3 раза. Затем каждые 7 дней добавляем по 2 повторения. Таким образом, во 2-ю неделю делаем 5 повторений каждого упражнения, в 3-ю неделю - 7 повторений, пока число повторений (для всех упражнений, кроме шестого) не достигнет 21 раза. Заключительное, шестое упражнение повторяется в одном цикле до трех раз. Поэтому к началу 10-й недели общее число повторений будет: 21 х 5 + 3 = 108, что составляет один полный цикл.

Желательно делать все 6 упражнений (а не только пять) и в конце - расслабление. Тогда и эффект будет выше. Старайтесь не пропускать занятий. Но даже если вы пропустите несколько дней, то вам придется опять вернуться к меньшему числу повторений. Заниматься лучше натощак, а водные процедуры принимать перед занятием или через полчаса после него.

Лучше всего делать гимнастику на восходе и закате солнца; можно также заниматься днем в полдень. Все упражнения начинаются с выдоха (во втором и пятом дыхание парадоксальное, как в гимнастике А.Н. Стрельниковой). В каждую серию должны обязательно входить все 6 упражнений, выполняемых строго в данной последовательности, без перестановки. Можно набрать требуемое число повторений в течение дня - за 2 или 3 занятия. Например, 9 повторений утром и 12 - вечером, но ни в коем случае не допускайте перенапряжения и переутомления. После выполнения 2-3 упражнений можно сделать небольшую паузу, подождать, пока дыхание успокоится, а затем продолжить занятия.

Владимир Карпинский, инструктор йоги Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Вода в бассейне должна быть 30-31 градус. Глубина бассейна должна быть такова, чтобы вода доходила до середины груди. Количество повторений зависит от занятия, сроков беременности и вкусов инструктора.

Группа упражнений - дыхательные.
- Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду.
- Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать.
- Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох.
- Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на выдохе.
- Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т.д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке.
- Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели.
- Собачье (поверхностное) дыхание.

Группа упражнений - активные у бортика.
- Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды.
- Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя.
- Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу.
- Упражнения 1-3 другой ногой.
- Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед-вниз и возвращать обратно. "Куриное крылышко".
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и "раскрывая" себя рукой за колено на длинном выдохе.
- Упражнения 5-9 другой ногой.
- Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна.
- Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице.
- Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх.
- Упражнения 11-13 другой ногой.

Растяжки, вися на бортике лицом к нему.
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног.
- И.п. то-же. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их.
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая "поплавок". Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.

Упражнения, вися на бортике спиной к нему.
- Согнуть ноги в коленях. Вращать согнутые ноги влево - вправо.
- "Велосипед".
- "Велосипед", скрутив нижнюю часть корпуса влево, затем вправо.
- "Книжка". Согнуть ноги в коленях и слегка поднять колени над поверхностью воды. Ступни соединить, колени широко развести. С силой сдвигать колени, стараясь вытолкнуть воду, как-бы захлопывая книжку.
- "Лягушка". Имитировать движения брассом ногами, находясь в том-же положении спиной к бортику.
- Выпрямить ноги перед собой на поверхности воды и развести их как можно шире. Свести ноги вместе, положив одну на другую и попробовать слегка поднять их над поверхностью воды. Снова развести как можно шире.

Упражнения для груди.
- Встать в круг. Согнув руки в локтях, соединить ладони перед собой. Сильно прижимать ладони одну к другой, напрягая грудные мышцы.
- То-же, сдвигая соединенные ладони влево, вправо.
- Соединить ладони над головой и слегка спереди. С силой стараться соединить локти на уровне носа.
- Имитировать руками движения кролем вперед, назад.
- Поднять руки над головой, сжать в кулаки, подержать 5 секунд. Расслабить руки поочередно во всех суставах, опустив затем руки в воду с длинным выдохом.
- Встать спиной к стенке на расстоянии одного шага от нее. Не отрывая ног от пола повернуться к стенке опереться ладонями в нее и отжиматься от стенки, подерживая корпус в скрученном положении. Вернуться в исходную позицию и сделать то-же в другую сторону.

Упражнения с доской.
- Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. На выдохе стараться отодвинуться от стены не отпуская рук. На вдохе руки согнуть в локтях и "подъехать" к стенке.
- Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. Крутить коленями доску, т.е. скручивать нижнюю часть корпуса относительно фиксированной верхней части.

Упражнения на задержку дыхания.
- "Поплавок". Обхватить руками колени и висеть в воде, меделенно выдыхая под воду.
- Разбиться на пары. Взяться за руки. Лечь на воду лицом вниз, выпрямиться и слегка прогнуться в пояснице, чтобы ноги не тонули. Долгий выдох, стараясь "перележать" партнершу.
- "Звездочка". Все участницы встают в круг. Удобно делать, когда участников 5-9 человек. Один человек ложится на воду лицом вниз, раздвинув руки и ноги в стороны. Остальные крутят лежащую в кругу, держа ее по-очереди за руки, ноги.

Дополнительные упражнения.
- "Хоровод". Все участники берутся за руки и перекидывают одну ногу через соединенные руки снаружи внутрь, чтобы все пятки смотрели внутрь. Все прыгают на одной ноге двигаясь по кругу. Спина прямая.
- Расслабление. Все разбиваются на пары. Одна барышня из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.


В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности.

Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, — продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.

Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др. В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в подавлении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.).

В Афинах — центре древнегреческой культуры того же времени — было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» — покровительница науки, искусства), а с 12 — 13 лет обучались в государственной школе — палестре (от слова «палее» — борьба).

Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием, с тем «…чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне и в прочих делах».

Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «…в гимнастике не должно преобладать животное». С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того что­бы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Аристотель считал, что под влиянием музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов, переживая при этом «безвредную радость».

Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

В эпоху античности общество проявляло заботу о состоянии физического и душевного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рассматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алкоголя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на службу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказывались женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к расстройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так, драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами.

Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 — 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнения на деревянном коне и др.

В период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они граничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.

Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием — ушу. Каждая из них имела свое наименование.

Первая форма ушу — солин, или «внешняя» носила явно выраженную военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, подлезание, ходьба и бег.

В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. При этом нагрузке подвергалась как бы «внешняя оболочка» человеческого тела (скелет и мышцы). Отдельные упражнения объединялись в комплексы, в которых каждое последующее упражнение отделялось от предыдущего короткой паузой до 1 с. Пауза использовалась для отдыха и психологического настроя на то, чтобы выполнить следующее упражнение с предельным усилием. Перевод рук, ног, туловища в очередное положение совершался быстро, толчкообразно, рывком, кисти обеих рук крепко сжимались в кулаки.

Вторая форма ушу — тай-дзи — сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань. или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия два раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.

В гимнастике тай-дзи движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением всех мышц и воздействовать с их помощью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка ненапряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позволяет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полурасслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.

Гимнастику тай-дзи сравнивают с медленным, плавным течением реки, а гимнастику солин — с течением реки порожистой, каменистой. Для гимнастики тай-дзи характерны постоянные, непрерывные движения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении упражнений центр тяжести тела все время переносится то на одну, то на другую ногу, что избавляет человека от статических положений.

В гимнастиках солин и тай-дзи преобладают сложнокоординированные движения. Среди них нет симметричных однонаправленных движений всеми звеньями тела. Кисти рук рекомендуется слегка расслаблять, пальцы разводить в стороны слегка полусогнутыми и расслабленными. Такой способ выполнения упражнений не требует больших мышечных усилий. По мнению врачей, это положительно влияет на здоровье, увеличивает подвижность грудной клетки, жизненную емкость легких, улучшает кровоснабжение сердца, работу пищеварительной системы, повышает физическую и умственную работоспособность. Выполнение этих упражнений требует концентрации, распределения и переключения внимания, что улучшает работу центральной нервной системы, повышает подвижность основных нервных процессов.

В гимнастике тай-дзи хорошо разработана дозировка упражнений и по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. После занятий физическими упражнениями рекомендуется применять водные процедуры, обливание холодной водой до пояса. После упражнений, выполняемых во второй половине дня, рекомендуются прогулки на свежем воздухе продолжительностью 30—40 мин.

Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на развитие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

Гимнастика тай-дзи получила широкое распространение среди народов Азии, она проникла и в Европу, ею занимаются в Санкт-Петербурге и других городах России.

Древнекитайские системы гимнастики складывались преимущественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружия, но ввиду того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать — это считалось большим грехом перед Богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты.

В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение — йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь — с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.

Йога — это самобытное явление индийской культуры, религиозно-философское учение. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Философами этот термин понимается по-разному — от мистического единения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему миропониманию единения Человека и создавшей его Природы. Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Йога представляет собой совокупность средств и методов, располагающих огромными возможностями в формировании цельной личности, гармонически сочетающей в себе физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий следующими разновидностями йоги — крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога и др.

Крия-йога — это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Она характеризуется как дисциплина нравственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле — здоровый дух. Она является «дисциплиной тела» и служит подготовительным этапом к раджа-йоге.

Раджа-йога предусматривает освобождение души путем физических, этических и психических упражнений. Ее рекомендации используются в спортивной педагогике, психологии, медицине в системе психорегулирующей тренировки. Частью этой разновидности йоги является хатха-йога.

Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека. Он должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды. Эта йога занимается еще изучением кармы, которую современные специалисты отождествляют с генетическим кодом.

Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о всем том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога). Она призывает человека жить в гармонии со Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога — это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно воздействуют на организм человека.

Существование различных разновидностей йоги в методическом плане дает возможность заниматься по этой системе всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей занимающихся йогой.

Высокая эффективность упражнений йоги объясняется следующими особенностями:
- они естественны, взяты у самой природы в результате длительного наблюдения за поведением всех живых существ;
- каждое упражнение сопровождается определенным типом дыхания: то на задержке после вдоха, то на произвольном дыхании, то на задержке после выдоха, то со сменой ноздрей и т.д.;
- выполняя то или иное упражнение, необходимо направлять импульсы из коры головного мозга на тот орган или на ту часть тела, на которую воздействует данное упражнение. Свою мысль надо как бы «материализовать», т. е. представить ее себе или в виде луча света, или в виде потока мельчайших атомов либо пузырьков.

При этом нет надобности представлять себе сам орган, его устройство — достаточно знать, где он находится.

Каждое упражнение имеет свое название и назначение. Указывается, на какой орган оно воздействует, на терапевтический эффект от его применения и возможные противопоказания. Отдельные упражнения объединяются в комплексы также с определенным назначением (например, «Комплексные упражнения для мышц рук и плечевого пояса», «Упражнения для развития мышц живота», «Упражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта»).

Каждое упражнение имеет свое название, отличающееся от принятой у нас терминологии гимнастических упражнений. Например: «поза плуга» — это положение лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони касаются пола, ноги подняты вперед под прямым углом; «поза кобры» — в положении лежа на животе, с согнутыми в локтевых суставах на уровне пояса руками надо, разгибая руки, прогнуться, голову отвести назад; «поза для всех частей тела» — стойка на лопатках и т. п.

В Индии существует много различных школ, направлений в преподавании йоги. Они имеют незначительные методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау — столице индийского штата Уттар-Прадеш.

Йога как система оригинальных средств и методов воздействия на человека возникла в Индии в середине III тысячелетия до н. э. По мере развития знаний о человеке, о его взаимоотношениях с внешним миром разрабатывались комплексы гимнастических упражнений. Веками они проходили апробирование, испытание в различных условиях и разными людьми. В результате сохранилось все самое ценное и полезное. Так постепенно сложилось стройное учение — йога — путь психофизиологического самосовершенствования человека. В Индии, как и вообще на Востоке, существует традиция, по которой любое учение передается лишь от учителя к ученику, следуя строгому правилу: от простого к сложному. Такая непосредственная передача позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Йога, имеющая тысячелетний эмпирический опыт, заслуживает бережного отношения, сохранения традиционных методических приемов воздействия на человека.

Йога получила большое признание и распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и його-культуры. Достижения индийских йогов внимательно изучаются.

В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил для учебы.

По свидетельству французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494 — 1553), в дворянских школах широко применялись общеразвивающие упражнения с предметами (палки, гантели) и без них, на перекладине, деревянном коне, в лазании по деревьям, канату, шесту (вертикальному и горизонтальному), акробатические и другие упражнения.

Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 — 1606) «Об искусстве гимнастики» в шести томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян. Однако в эпоху зарождения капиталистического способа производства гимнастика древних уже не отвечала изменившимся требованиям жизни, трудовой и военной деятельности, а следовательно, не получила широкого распространения в педагогической практике.

В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 —1616) написал первое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 г. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены две группы упражнений: без снарядов (предметов) и с использованием снарядов. В первую группу включались упражнения для развития пассивной и активной гибкости: наклоны, мост из различных исходных положений, кувырки, перевороты, сальто без поворота и с поворотом на 180° и др. Вторую группу составили упражнения на гимнастическом столе, прыжки с трамплина, штурмового мостика, через 10 колец и др.

Труд Туккаро послужил первоисточником для научно-методических работ последующих десятилетий и даже столетий.

Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592 — 1670). Он считал, что игры, гимнастические, акробатические и другие упражнения располагают большими возможностями воспитания у школьников умеренности, мужества, мудрости, справедливости и других личностных свойств. Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений (многократного повторения) и прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Эти принципы положены в основу современной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки.

Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 — 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятия органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предложил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое значение он придавал закаливанию и воспитанию дисциплины. Его метод получил признание и быстро распространился даже за пределы Англии.

Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славинский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.

Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным переменам в философских взглядах, в развитии науки, культуры, физической культуры, а следовательно, и в гимнастике в частности.
Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Я хочу предложить свой метод сохранения гибкости суставов, для этого потребуется всего 10 минут в день.

Потягивание. Потянитесь, одновременно делая глубокие вдохи. Повторяйте потягивание до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие.

Очистительное дыхание. При правильном дыхании вдыхать и выдыхать следует через нос, но, выполняя это упражнение, выдох надо делать ртом. Расставьте ноги на ширину плеч и вместе с глубоким вдохом через нос поднимите руки над головой. Затем толчками резко выдыхайте воздух через рот со звуком «ха», одновременно нагибаясь вперед и опуская руки и голову. Повторите упражнение несколько раз.

Расслабление плеч. Чтобы расслабить мышцы плечевого пояса, медленно вращайте плечами сначала в одном направлении, затем в обратном.

Растягивание туловища. Стоя, держите руки прямыми над головой. Поднимитесь на носки и, глядя вверх, старайтесь тянуться попеременно то одной, то другой рукой как можно выше. Затем опустите руки, расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз.

Повороты туловища. Встаньте прямо, глубоко вдохните, поднимите руки высоко над головой и соедините пальцы в замок ладонями вверх. Это —исходное положение. Задерживая дыхание, медленно поворачивайте туловище влево как можно дальше, вернитесь в исходное положение. Продолжая задерживать дыхание, медленно поворачивайте туловище вправо. Выдох делайте, когда опускаете руки. Повторите несколько раз.

Круговое вращение туловища. Сделайте два широких круговых движения верхней частью туловища по часовой стрелке, затем столько же раз в обратном направлении. Глубоко вдохните и потянитесь руками вверх.

Приседания. Положите руки на бедра или соедините их в замок за головой. Поднимитесь на носки, затем медленно приседайте до самого пола. Медленно поднимаясь, старайтесь удержаться на носках. Повторите упражнение несколько раз, затем расслабьте тело — расслабьте ноги, глубоко вдохните, потянитесь руками вверх.

Отжимания. Лягте на коврик лицом вниз, положите кисти под плечи. Во время глубокого вдоха, выпрямляя руки, поднимите прямое напряженное туловище. Затем, медленно опуская туловище, сделайте выдох. Мужчины делают это упражнение с прямыми ногами. Женщины могут сгибать ноги и отталкиваться коленями. Колени надо держать вместе. Вначале делайте несколько отжиманий, со временем постепенно увеличивайте их число.

Закончив все упражнения, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, держа руки высоко над головой.

Я уверена, что эта разминка принесет вам удовольствие и подготовит организм к дневным заботам.

Некоторые женщины не придают физическим упражнениям серьезного значения, а зря, они помогают сохранить фигуру гораздо лучше(проверено на собственном опыте), чем модные диеты, кремы и лекарственные препараты. Ведь недаром говорят: движение - это здоровье и жизнь!

Н.И. Головко


Упражнения этого раздела эффективны при близорукости, дальнозоркости и возрастном ослаблении зрения. Нельзя выполнять эти упражнения при отслоении сетчатки. При наличии других заболеваний рекомендуется предварительно проконсультироваться о целесообразности выполнения упражнений с офтальмологом.

Комплекс упражнений начинается с выполнения пальминга в течение 30-60 секунд. Желательно добиться ощущения максимального расслабления, приятного тепла в области глаз и чувства разливающегося по телу удовольствия.

После каждого упражнения выполняется пальминг в течение 10-15 секунд. С каждым разом желательно вызывать все более глубокие ощущения приятного расслабления и тепла в области глаз.

Исходное положение для упражнений — стоя или сидя, позвоночник и шея выпрямлены, взгляд без напряжения направлен прямо перед собой. Движения выполняются неторопливо, спокойно и равномерно, без напряжения и рывков. При выполнении упражнений не должно возникать болезненных ощущений. Если они появляются, следует уменьшить амплитуду движений и наращивать ее постепенно, по мере укрепления глазных мышц.

Упражнения можно выполнять 1 или 2 раза в день — утром и вечером.

Первые 3 дня каждое упражнение выполняется по 2 раза. Через 3 дня число повторов увеличивается на единицу и так далее до тех пор, пока число повторов в каждом упражнении не достигнет 12.

Через 2 месяца можно выполнять каждое упражнение 2 раза по 12 повторов. В перерыве — выполнять пальминг в течение 10-15 секунд.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести вертикально вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Перевести взгляд по диагонали влево-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо-вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Перевести взгляд по диагонали вправо-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево-вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу (область межбровья), задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Выписывать глазами ромбы слева направо: Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести глаза к центру и вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на две секунды, перевести взгляд к центру и вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7. Упражнение полностью аналогично предыдущему, но движения глаз совершаются в противоположном направлении, и ромб выписывается справа налево.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Упражнение полностью аналогично упражнению 6, но вместо того, чтобы подниматься к центру и вверх до упора, глаза фокусируются на переносице, а вместо того, чтобы опускаться к центру и вниз до упора, фиксируются на кончике носа.

УПРАЖНЕНИЕ 9. Упражнение полностью аналогично упражнению 7, но вместо того, чтобы подниматься к центру и вверх до упора, глаза фокусируются на переносице, а вместо того, чтобы опускаться вниз до упора, фиксируются на кончике носа.

УПРАЖНЕНИЕ 10. Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, далее медленно и равномерно описывать глазами круги, начиная движение вправо и вверх. Повторять круговые движения нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Упражнение полностью аналогично предыдущему, но вращение глаз осуществляется в противоположную сторону, начинаясь с движения вправо и вниз.

УПРАЖНЕНИЕ 12. Перевести взгляд по диагонали влево-вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вертикально вниз, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо-вверх, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вертикально вниз, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Движение осуществляется по траектории, представляющей собой два равнобедренных треугольника с общей вершиной, расположенной посередине между внутренними уголками глаз. Повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Упражнение полностью аналогично предыдущему, но движение глаз осуществляется в противоположном направлении, начинаясь с движения влево-вниз.

УПРАЖНЕНИЕ 14. Это упражнение заключается в описывании глазами восьмерок. Глаза сводятся вниз к кончику носа, далее двигаются влево вниз, описывая круг максимального диаметра по часовой стрелке до тех пор, пока не сойдутся на переносице. Через исходное положение движение продолжается вправо и вниз, далее описывается круг максимального диаметра против часовой стрелки, глаза вновь сводятся на переносице, переходя далее в исходное положение, из которого цикл начинается заново. Движение должно быть медленным и равномерным, без задержек. Повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 15. Упражнение выполняется совершенно аналогично предыдущему, но движение глаз осуществляется в противоположном направлении, начинаясь со сведения к переносице и движения вправо-вверх.

УПРАЖНЕНИЕ 16. Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 17. Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Можно приклеить на оконное стекло черный кружочек и, расположившись так, чтобы он находился на уровне глаз на расстоянии 25 см от них, переводить взгляд с кружочка на некий объект, расположенный вдали и обратно, добиваясь того, чтобы как можно более ясно видеть как ближний, так и дальний объект. Более удобно держать перед глазами (на расстоянии 25 см от них) какой-то предмет, например, шариковую ручку, и переводить взгляд с ее кончика на объект, расположенный вдали.

Вначале это упражнение выполняется в течение 3 минут. Добавляя через каждые 3 дня по минуте, следует довести время его выполнения до 10 минут.

УПРАЖНЕНИЕ 18. Крепко зажмурьтесь. Сохраняйте такое положение в течение 3-5 секунд, затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите цикл нужное количество раз.

УПРАЖНЕНИЕ 19. Быстро моргайте в течение 10-15 секунд. Повторите упражнение 3-6 раз, в промежутках делая пальминг в течение 10-15 секунд. Это упражнение полезно периодически выполнять в течение дня — поморгать и расслабить глаза, отвлекшись ненадолго от работы, чтения или просмотра телепрограмм.

УПРАЖНЕНИЕ 20. Самомассаж. Закройте глаза, расслабьтесь, подушечками больших пальцев очень мягко, не растягивая кожу, проведите 18 раз вдоль верхнего века по направлению от наружного угла глаза к внутреннему, затем проведите 18 раз вдоль нижнего века в том же направлении.

Мягко поколачивая веко подушечками указательного и среднего пальцев, пройдитесь 18 раз вдоль верхнего века и 18 раз вдоль нижнего века от внешних уголков глаз к внутренним. Ощущения от поколачивания должны быть приятными.

Перед проведением массажа желательно с силой потереть кисти друг о друга, чтобы подушечки пальцев были теплыми.

Комплекс упражнений завершается пальмингом, выполняемым в течение двух-трех минут.


Опущение почек лечится с помощью специальной гимнастики. Эта гимнастика выполняется натощак, раз в день. Упражнения выполнять на мягком теплом коврике (подстилке). Перед выполнением упражнений выпить полстакана теплой воды.

Упражнение первое. Исходное положение (и.п.): лежа на спине, слегка согнув ноги в коленях. Подышать диафрагмой: при вдохе максимально надуть живот, при выдохе – максимально втянуть. Повторить 5-10 раз.

Упражнение второе. И.п. лежа на спине, под поясницу подложить мягкий валик высотой 10-15 см. На вдохе – поднять одну ногу, на выдохе – опустить. Повторить 5-10 раз каждой ногой.

Упражнение третье. И.п. то же самое. На вдохе – согнуть одну ногу и подтянуть к животу, на выдохе -вернуть в исходное положение. Повторить 5-10 раз каждой ногой.

Упражнение четвертое. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях, ступни на полу. Попеременно поднимать левую и правую ноги. Выполнять упражнение в течение минуты.

Упражнение пятое. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Приподнять ноги над полом, слегка согнуть колени и совершать вращательные движения, имитируя езду на велосипеде. Выполнять упражнение в течение 1-2 минут.

Упражнение шестое. И.п. лежа на правом боку. На вдохе поднять левую ногу, на выдохе – опустить. Затем лечь на левый бок и поднимать правую ногу. Повторить 5-10 раз каждой ногой.

Упражнение седьмое. И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сжимать мяч между коленями на 5-8 секунд. Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнение восьмое. И.п. лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища. На вдохе прогибаясь и вытягиваясь в грудном и поясничном отделах позвоночника, поднять вверх голову, приподнять грудь, отвести назад плечи, приподнять ноги (в идеальном варианте коврика должны касаться только таз и живот). Зафиксировав такое положение на одну-две секунды, с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.
Материал подготовлен специально для сайта: ФИТНЕС И БОДИБИЛДИНГ


Вода — среда, при разумном использовании которой достигается хороший оздоровительный эффект. Не случайно поэтому исстари люди используют различные водные процедуры, оформляя их в оздоровительное плавание, «моржевание», различные подвижные игры. Получили распространение и стали модными так называемые «аэробические» виды занятий: «аквааэробика», «аква-данс», «акваформинг», «аквамоушн» и др.

Все эти формы занятий с иностранными названиями (и пришедшие из-за рубежа) очень привлекают к себе, поскольку оказывают весьма широкое воздействие и могут применяться с разными целями.

Например, с «чисто» оздоровительными — для закаливания, улучшения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, повышения общего жизненного тонуса, совершенствования физических качеств силы, выносливости, гибкости; психической уравновешенности и др. При определенных условиях использование водных процедур совершенствует обмен веществ, приводит к нормализации веса тела (целенаправленному увеличению его или, напротив, уменьшению).

Всё это вместе взятое хорошо обеспечивает высокую мотивированность желания заниматься оздоровительными водными видами упражнений.

В то же время, как средство физического воспитания эти виды требуют научно-методического обеспечения: установления методических принципов и правил, выделения особенностей как организации занятий, так и условий применения различных упражнений, определения степени их воздействия на организм занимающихся разных возрастов и подготовленности, индивидуального реагирования их на предлагаемую нагрузку, оценки срочного и отставленного эффектов занятий, поиск их совершенных форм и т. д.

Поэтому в последнее время проведено большое количество специальных научных исследований, которые в целом подтвердили на высоком уровне доказательство эффективности применения физических упражнений в воде с целью оздоровления лиц разного возраста, пола и подготовленности.

Например, показано, что за три месяца, при определенных режимах занятий, у женщин зрелого возраста масса тела может уменьшиться на 3—3,6 % при одновременном снижении % жирового компонента в пределах 15,6—18,6 % и увеличении мышечного компонента массы тела на 3,3—4,3 %; весьма существенно меняются обхватные размеры частей тела — женщины становятся стройнее; одновременно увеличиваются показатели силы и силовой выносливости различных групп мышц, жизненная емкость легких; физическая работоспособность возрастает на 12-16 %.

Весьма впечатляют показатели изменения гибкости: у женщин 36—55 лет гибкость позвоночного столба улучшилась до 1,3 раза, тазобедренных и плечевых суставов — соответственно до 18 и 7,5 % (И. А. Васильева, М. Г. Шибалкина, 1997 г.).

При этом самооценка психоэмоционального состояния занимающихся свидетельствует о значительно возросших показателях физического самочувствия, настроения, удовлетворенности прошедшим днем в целом и желанием тренироваться.

Интересно, что сравнение результатов занятий водной аэробикой и ритмической гимнастикой свидетельствует в пользу преимущества первой. Вероятным объяснением такого эффекта может быть значительное разгрузочное влияние на организм именно водной среды.

Весьма важным положительным признаком занятий водными упражнениями является их доступность людям с совершенно разными психофизическими состояниями:
умеющим и не умеющим плавать, боящимся водной среды и испытывающим от нее эйфорию, с любым уровнем физического развития и подготовленности, а также (что очень важно!) с противопоказаниями и ограничениями к занятиям на суше (варикозное расширение вен, гипертония, опущения органов и т.п.). В общем и целом результаты специальных исследований дали подтверждение тех качественных воздействий, которые отмечены выше.

Не претендуя на построение строгой классификации, упражнения водной гимнастики можно различать и группировать по следующим признакам: адресации, целевому назначению, функциональному воздействию, видовым особенностям, характеру, степени значимости. Хотя перечисленными признаками правомерно характеризовать вообще любые упражнения, привязывание их к специальным условиям водной среды позволяет сформировать достаточно полное представление о водной гимнастике.

Адресация упражнений определяется особенностями контингента занимающихся. Эти особенности условно подразделяются на три группы: функционально-нормологические (иначе — состояние здоровья), возрастные, квалификационные.

Состояние здоровья (первая группа) изначально определяет возможность заниматься водной гимнастикой, ее целевую направленность и содержание. Например, при варикозном расширении вен, в зависимости от этапа занятий, упражнения подбираются релаксирующего характера для ног, но в то же время нагружаются мышцы туловища и рук, нагрузка по характеру — динамическая (статику целесообразно исключить совсем), способствующая улучшению кровообращения. Однако постепенно в упражнения вовлекаются обязательно и ноги, причем с самым вариативным характером и степенью нагрузки. При остеохондрозе грудного отдела позвоночника на первом, довольно продолжительном этапе, нагружают дистальные звенья — руки и ноги, одновременно обеспечивая взвешенность туловища и допуская небольшие вытяжения, но со временем необходимо мышцы туловища также нагружать, подбирая для этого комфортные позы и условия выполнения упражнений.

В занятиях с детьми локальные упражнения должны быть небольшой продолжительности и с меньшим числом повторений, но с более частой сменой, а с занимающимися старших возрастов целесообразнее использовать в большей мере более продолжительные нагрузки локального характера, необязательна частая смена упражнений, но требуется более строгий контроль (самоконтроль и внешний) за общим состоянием. Занятия со взрослыми достаточно комфортны при температуре воды 28—24° (по Цельсию), а с детьми — не ниже 28°.

Вообще, вторая группа особенностей имеет большее значение для занятий с лицами, имеющими отклонения в функциональном состоянии, недостаточно физически развитыми, не имеющими большого двигательного опыта или плохо физически подготовленными. В большей мере адресация упражнений зависит от первой и третьей групп особенностей.

Третья группа выделяет неподготовленных, слабоподготовленных и подготовленных занимающихся. В зависимости от этих особенностей (чаще всего они согласуются с состоянием здоровья) подбираются сами упражнения, определяются их нагрузочность, режим применения, согласование с отдыхом и его содержанием, способ выполнения (дискретный или поточный) и др.

Целевое назначение в целом определяется причиной, по которой занимающийся обратился к упражнениям водной гимнастики. Это может быть необходимость общеукрепляющего и закаливающего воздействия, реабилитация после травм или заболевания (перелома или гипертонического криза) и связанной с ними ограниченной локальной или общей подвижностью; желание развить физические качества или укрепить дыхательную систему и усовершенствовать дыхательные навыки; просто расслабиться, отдохнуть.

В зависимости от этого в отдельности и в целом выбираются виды упражнений, способы воздействия, их содержание и формы применения. Например, для развития силы потребуется использовать достаточно трудные «турбулентные» упражнения с лопастями, а для эмоционального отдыха — подвижные игры и поплавковые упражнения, типа лежания на воде.

Функциональное воздействие предполагает преимущественную направленность упражнений на активизацию той или иной функциональной системы. Можно, выполняя неинтенсивные дыхательные упражнения в малом количестве, особо не нагружать сердечно-сосудистую систему и задействовать лишь связанные с дыханием мышцы туловища — но только до определенного момента. Потому что лишь «неактивные» дыхательные упражнения не могут привести к существенному улучшению состояния дыхательной системы, формированию навыков управлять дыханием, не способствуют укреплению здоровья в целом. Они должны быть активными, а значит, осуществляя нагрузку через работу мышц, в большей степени воздействуют и на сердечно-сосудистую систему. (Вот пример взаимосвязи трех функциональных систем).

Тем не менее, степень воздействия на функциональные системы различных упражнений может быть разной. Поэтому подбор их по данному признаку — функциональному воздействию — важен как в принципиальном отношении, так и в прикладно-методическом. Поэтому упражнения для трех, наиболее задействуемых в водной гимнастике систем — дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной — имеют свои особенности.

Дыхательные упражнения выполняются в нескольких вариантах:
- свободно, с равномерным чередованием естественных (по напряженности и продолжительности) вдохов и выдохов;
- с удлинением вдоха при сохранении свободности и естественно-необходимой продолжительности выдоха (соотношение длительности 4:2 или 4:3 секунды);
- с увеличением продолжительности выдоха без повышения его напряженности и неизменности вдоха (соотношение длительности 4(6):2(3) сек;
- с увеличением продолжительности как вдоха, так и выдоха (6:6, 8:8 сек);
- с неравномерным увеличением продолжительности вдохов и выдохов (4:8, 6:8 сек);
- с прерывистым (на вдохе или выдохе) дыханием, выполняемым на 3, 4, 6, 8 сек;
- с задержкой дыхания на 2—8 сек на выдохе или вдохе:

а) когда после задержки на вдохе (выдохе) выполняется свободный или акцентированный выдох (вдох);
б) когда после задержки дыхания на вдохе (выдохе) продолжается свободный или акцентированный вдох (выдох).

При этом в дыхательном упражнении достаточно определенно следует регламентировать не только продолжительность каждой части упражнения, но и условия выношения. Например, опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + подняв лицо из воды, «довыдох» за 2 сек или (для более подготовленных) — наоборот: за 4 сек выдох в воздух + опустив лицо в воду «довыдох» за 2 сек; или (для хорошо подготовленных): опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + задержка на 2 сек + «довыдох» за 2 сек в воду.

Упражнения для сердечно-сосудистой системы, как правило, выполняются серийно или (реже) поточно. Но интенсивность их не должна превышать среднюю (у подготовленных лиц среднего возраста пульс 120 уд/мин). Между сериями продолжительностью 15—30 сек должен быть достаточный для относительного восстановления отдых в расслабленной позе (20-25 сек), несколько свободных или акцентированных на выдохе дыхательных движений или свободное плавание в течение 25—30 сек. Количество повторений и общий объем определяются исключительно в соответствии с индивидуальной переносимостью нагрузки и соответствием рамкам нормального восстановления: после отдыха ЧСС должна восстановиться до 80—70 % от максимальной в нагрузке.
Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Приблизительно на 28-30 неделе беременности при мануальном осмотре или во время ультразвукового исследования врач должен определить предлежание плода, то, какой частью тела он будет пробираться на белый свет. Где-то в 95 % случаев оно будет головным – вертикальное положение головкой вниз. Однако для 3-5 % беременностей характерно тазовое предлежание. Оно бывает нескольких типов: ягодичное, когда в нижней части матки находятся ягодицы плода, ножное – одна или две ноги, или смешанное. Еще реже встречается поперечное предлежание, когда во вход в малый таз обращено плечико плода.

В настоящее время тазовое предлежание плода считается патологией, так как оно очень часто приводит к осложнениям во время родов. Специалисты до сих пор не сошлись во мнении, что же является причиной его появления. Однако выделены факторы, способствующие тазовому предлежанию плода. Впрочем, их наличие вовсе не означает, что плод обязательно примет неправильное положение. Условно все факторы можно разделить на материнские, плацентарные и плодовые.

К материнским факторам относятся узкий таз, различные аномалии развития матки или рубцы на ней после предыдущей операции, воспалительные заболевания половых органов, опухоли матки или яичников, слишком низкий или высокий тонус матки.

Плацентарные факторы – это, прежде всего, мало- или многоводие, патология пуповины, низкое расположение плаценты. К плодовым факторам причисляют многоплодную или недоношенную беременность, врожденные аномалии плода, например гидроцефалию или микроцефалию, незрелость вестибулярного аппарата плода.

Безусловно, окончательное положение плода будет установлено немного позже, не ранее 32 недели, и ребенок еще не раз может его изменить. Однако уже сейчас, посоветовавшись с врачом, можно делать упражнения, помогающие ребенку занять наиболее благоприятное для родов положение.

Как обычно, в начале любого занятия проводится разминка. В качестве нее можно использовать ходьбу на месте: сначала несколько минут обычного шага, затем на носках и на пятках. Постепенно добавляются движения рук: поднимание, опускание и вращение, а также высокое поднимание колен сбоку от живота.

Упражнение 1. Исходное положение: стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки свободно висят вдоль туловища. На счет «раз» встать на носки, руки развести в стороны ладонями вниз, прогнуть спину и сделать глубокий вдох. На счет «два» выдохнуть и принять исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. Для его выполнения потребуется плоский жесткий диван или тахта. Исходное положение: лежа на том боку, куда смещена головка ребенка при поперечном предлежании или спинка при тазовом, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Лежать в течение 5-7 минут, затем сделать глубокий вдох, перевернуться через спину на другой бок и выдержать то же время.Теперь задачу можно немного усложнить. Перевернуться на тот бок, с которого начиналось упражнение, затем выпрямить одну ногу, вторая должна оставаться согнутой. При тазовом предлежании плода выпрямить ногу, лежащую сверху, а при поперечном – нижнюю. Сделать глубокий вдох и согнуть ногу. Затем подтянуть колено руками к животу и отвести его в сторону спинки при тазовом предлежании или ягодичек при поперечном. Сделать глубокий выдох и выпрямить ногу. Несколько секунд можно провести в расслабленном состоянии, после чего еще раз вдохнуть и притянуть колено. Повторить 6-7 раз. Для более быстрого достижения эффекта будущая мамочка должна спать на том боку, куда смещена головка крохи.

Упражнение 3. Выполнять на голодный желудок. На ровном жестком диване или на полу лечь на спину, под ягодицы подложить большую подушку так, чтобы таз оказался выше головы на 20-30 сантиметров. При этом плечи, таз и колени должны образовывать прямую линию. Лежать по 5-15 минут 2-3 раза в день.

Упражнение 4. Заключительное. Исходное положение: лежа на спине, ноги разведены на ширину плеч и согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы упираются в пол. Расслабленные руки вытянуты вдоль тела. На счет «раз» глубоко вдохнуть и приподнять таз и спину, упираясь только на стопы и плечи, на счет «два» выдохнуть и принять исходное положение. На «три, четыре» выпрямить ноги, затем сделать вдох, втянуть живот и одновременно напрячь мышцы ягодиц и промежности. На «пять» выдох и исходное положение. Повторить 6-7 раз.

Если спустя некоторое время врач установит, что предлежание изменилось на головное, можно прекратить выполнение первых трех упражнений. Заключительное упражнение рекомендуется делать до самых родов. Если положение плода не изменилось, на сроке 37-38 недель необходимо обговорить со специалистом целесообразность госпитализации. Только в стационарных условиях можно провести детальное обследование беременной, оценить состояние и ее, и плода и выбрать оптимальный метод родоразрешения.


По просьбе наших читателей мы повторяем описание упражнений древней гимнастики тибетских лам.

Эта гимнастика состоит всего из 6 простых упражнений, на выполнение которых требуется 15-20 минут. Но они настолько эффективны, что способны улучшить фигуру, дать заряд бодрости, хорошего настроения, энергии и здоровья. Упражнения были впервые описаны в книге Питера Кэлдера "Око возрождения", которая вышла в США еще в 1938 году. Автор пишет, что гимнастика - это тайная практика тибетских лам, которые использовали ее для сохранения здоровья и достижения вечной молодости. Замечено, что упражнения дают мощный омолаживающий эффект.

Упражнение 1. Встаньте прямо, разведите руки в стороны до уровня плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, делая полный оборот по часовой стрелке, если смотреть сверху. Повторите вращение от 3 до 21 раза; со временем скорость вращения можно увеличить.

Упражнение 2. Это упражнение выполняется сразу же после первого. Исходное положение - лежа на спине, - выдох. Прижмите ладони к полу, одновременно со вдохом поднимите голову, крепко прижав подбородок к грудине, затем поднимите прямые ноги вверх, не отрывая таз от пола. Если трудно поднимать прямые ноги, их можно сгибать в коленях. Затем медленно опустите ноги и голову на пол, расслабьтесь - выдох. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 3. Исходное положение - стоя на коленях, опираясь на переднюю часть стопы; колени и стопы на ширине плеч, ладони лежат на задней стороне бедер. Наклоните голову вперед, прижав подбородок к грудине, - выдох. Отведите голову назад, опираясь руками о бедра, - вдох. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 4. Исходное положение - сидя на полу, прямые ноги вперед, стопы на ширине плеч, ладонями упритесь в пол, пальцы вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине, - выдох. Затем поднимите голову вверх и одновременно поднимите туловище горизонтально вдох. Сильно напрягите все мышцы, а потом расслабьтесь и вернитесь в исходную позу. Руки все время прямые, а стопы не должны скользить. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 5. Исходное положение - упор лежа прогнувшись, опираясь на ладони и переднюю часть стопы не касаясь пола коленями; расстояние между ладонями и стопами - немного шире плеч. Отведите голову назад - вверх, прогнитесь - выдох. Затем оттолкнитесь руками и перейдите в позу наклона, прижмите подбородок к грудине - вдох. Опора все время только на кисти и стопы. Повторите упражнение от 3 до 21 раза.

Упражнение 6. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Сделайте полный глубокий вдох через нос. 3атем, энергично выдыхая, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени; голову опустите. Подтяните мышцы тазового дна, одновременно вытолкните остатки воздуха и подтяните низ живота ("уддияна бандха"). Во время задержки дыхания на выдохе поднимитесь вверх в исходное положение, еще больше втягивая живот; руки на бедрах. Оставайтесь в этом положении до окончания естественной, без напряжения и одышки, задержки дыхания. Повторите упражнение 3 раза. (В режиме освоения его можно делать до 9 раз).

Расслабление. После выполнения всех упражнений требуется небольшое расслабление. Ложитесь на спину и отдохните 5-10 минут.

Эту гимнастику нужно выполнять ежедневно. В первую неделю достаточно повторять каждое упражнение 3 раза. Затем каждые 7 дней добавляем по 2 повторения. Таким образом, во 2-ю неделю делаем 5 повторений каждого упражнения, в 3-ю неделю - 7 повторений, пока число повторений (для всех упражнений, кроме шестого) не достигнет 21 раза. Заключительное, шестое упражнение повторяется в одном цикле до трех раз. Поэтому к началу 10-й недели общее число повторений будет: 21 х 5 + 3 = 108, что составляет один полный цикл.

Желательно делать все 6 упражнений (а не только пять) и в конце - расслабление. Тогда и эффект будет выше. Старайтесь не пропускать занятий. Но даже если вы пропустите несколько дней, то вам придется опять вернуться к меньшему числу повторений. Заниматься лучше натощак, а водные процедуры принимать перед занятием или через полчаса после него.

Лучше всего делать гимнастику на восходе и закате солнца; можно также заниматься днем в полдень. Все упражнения начинаются с выдоха (во втором и пятом дыхание парадоксальное, как в гимнастике А.Н. Стрельниковой). В каждую серию должны обязательно входить все 6 упражнений, выполняемых строго в данной последовательности, без перестановки. Можно набрать требуемое число повторений в течение дня - за 2 или 3 занятия. Например, 9 повторений утром и 12 - вечером, но ни в коем случае не допускайте перенапряжения и переутомления. После выполнения 2-3 упражнений можно сделать небольшую паузу, подождать, пока дыхание успокоится, а затем продолжить занятия.

Владимир Карпинский, инструктор йоги Материал подготовлен специально для сайта: ФИТНЕС И БОДИБИЛДИНГ


Время не подчиняется никаким законам, и прежде всего женщины замечают это на своей внешности. Со временем у женщины уже не совсем идеальное тело, а на коже лица и рук происходят изменения, но не будем вдаваться в панику. Все зависит от женщины, от ее желания будет ли она лениться, или станет заботиться о своем теле, используя народные средства для кожи, или приготовит в домашних условиях косметические маски для лица и тела. Женщин волнует, как можно избавиться от морщин, и мы узнаем, что такое французская гимнастика для лица.

У женщины появляются морщины в возрасте 25-30 лет, и это не говорит о раннем увядании кожи, а скорее всего это происходит от недостаточного ухода за собой. Многие люди обладают богатой мимикой, а кожа лица такая нежная и тонкая. Мимика при смехе, разговоре, выражение других эмоций приводит к появлению мимических морщин. Причиной образования морщинок, служат не только положительные эмоции, но и загруженность на работе, частые стрессы. Поэтому нужно наладить режим своего дня, где нужно отвести время отдыху, восьмичасовому сну, и задуматься, как сделать так, чтобы как можно меньше уставать на работе.

Для предупреждения старения не пользуйтесь каждый день косметикой, и кроме того, для лица нужно выполнять гимнастику, используя простые упражнения. Кожа становится дряблой, мышцы лица со временем обвисают, и в этом нас не спасут дорогие крема. Для избегания появления морщин, нужно уделять лицу всего несколько минут, для занятий гимнастикой. Эти легкие упражнения улучшат цвет и состояние кожи, за счет того, что к клеткам кожи будет поступать кислород. Большую популярность в последнее время приобрел комплекс упражнений «Гимнастика по-французски». Автор этого комплекса французский косметолог Гантер-Печот. Она создала этот комплекс, когда ей было 50 лет, и люди не верили, что ей не 30, а гораздо больше лет. Упражнения этого комплекса легко выполняются, и они оказывают чудодейственный результат.

При выполнении упражнения работают на лице определенные мышцы. Эти упражнения следует делать ежедневно, но если у вас не хватает времени, проводите занятия, пять раз в неделю. Когда вы разучите и запомните упражнения, то эта гимнастика займет у вас не больше 15 минут. Все упражнения нужно выполнять перед зеркалом. Не спешите при выполнении французской гимнастики, делайте ее правильно, смотрите за тем, чтобы не напрягались другие мышцы.

Перед тем, как приступить к выполнению упражнений гимнастики, нужно подготовить лицо. Для этого аккуратно снимите макияж и протрите лицо тоником. Настройтесь на конечный результат, представьте на мгновение, что вы хотите получить, и постарайтесь не думать о будничных проблемах.

Все конечно слышали о французском поцелуе, а о гимнастике для лица, нет. Этим французам, им действительно можно доверять, когда речь заходит о красоте. Поэтому давайте разберемся, что собой представляет гимнастика для лица.

Перед французской гимнастикой нужна подготовка, как следует вымыть руки, полностью снять макияж с лица, чтобы получить отличный эффект. При этом кожа должна выглядеть чистой и свежей. Берем большое зеркало и располагаемся перед ним в удобном кресле.

Начинаем упражнения со лба, там часто появляются морщины, попытаемся устранить горизонтальные неприятные морщины. Следует расположить пальцы над бровями и плотно прижать к коже. А теперь поднять брови, преодолевая сопротивление пальцев, которые удерживают брови. Напрягать мышцу 3 раза, потом расслаблять их. Главное, чтобы было действительно сложно поднять вверх брови, тогда мышцы начнут работать и разгладят имеющиеся морщины.

Теперь перейдем к тому, как убрать мешки под глазами. Недостаточный уход за веками, стрессы, недосыпы оборачиваются для женщин заломами, складками, и с ними должна уметь справиться любая современная женщина. Возьмем и средним пальцем зафиксируем внешние уголки глаз. Затем постараемся открыть широко глаза, и напрячь нижнее веко. Задержать на ¼ минуты, расслабиться и проделать 2 раза. Самое главное, чтобы как можно сильно было напряжено нижнее веко, а вот другие мышцы лица полностью должны оставаться расслабленными. Не делайте ошибок, не поднимать брови, пальцы прижимать не сильно, и не слабо. Такое упражнение поможет вам справиться с мешками и морщинками под глазами.

Укрепите верхнее веко. Для этого очень быстро похлопайте глазами 10 раз, перестаньте и расслабьте их. И здесь будет важна скорость, а не сила.

Другое очень действенное упражнение французской гимнастики: указательный палец положите на верхнее веко под бровь и зафиксируйте, при этом сильно не надавливайте. Открыть глаза и снова закрыть, и так проделать с каждый глазом 12 раз.

Займемся верхней губой, а точнее будем устранять морщинки под носом. Положить безымянный, средний и указательный пальцы под верхнюю губу, подушечками пальцев к зубам. Закрыть глаза и широко открыть рот, и потянуть букву «о». Это упражнение делать не меньше 1 минуты.

У женщин с возрастом опускаются губы в такой грустный смайлик. Естественно это не украшает женщину, и это французское упражнение сможет вернуть губы в нормальную форму. Делать его нужно 2 раза. Прижать углы губ с двух сторон указательными пальцами, мышцы плотно удерживать. Теперь с силой «вытолкнуть» опущенные углы губ вверх, получается такая напряженная улыбка. Замереть на мгновение и расслабить мышцы.

Сделать себе подтянутый и красивый подбородок баз складок. Сложить ладони друг на друга и прижать их к подбородку. С силой нажать ладонями на кожу, и в это время, как можно шире открыть рот. Чтобы получить прекрасный результат достаточно будет 3 раз.

Теперь мы познакомились с тем, какую нужно делать французскую гимнастику для лица. Заканчивайте комплекс гимнастики хорошим отдыхом. При этом не списывайте со счетов эту эффективную методику, наслаждайтесь своим новым лицом, и пусть эта французская гимнастика станет для вас секретным и маленьким оружием.

Белокрылова Дарья Ивановна Материал подготовлен специально для сайта: ФИТНЕС И БОДИБИЛДИНГ




Фитнес и бодибилдинг ©2011-2018г. Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://fitbild.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена
Администрация сайта благодарит Вас за посещение нашего сайта.

Яндекс.Метрика