ЗДОРОВЬЕ
Главная БОДИБИЛДИНГ ФИТНЕС ПИТАНИЕ ДИЕТЫ И ПОХУДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА АНАТОМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
Логин:  
Пароль:
Тренинг Целлюлит Аквафитнес Мотивация и советы Бодифлекс ФАРМАКОЛОГИЯ Калланетика Советы профи НОВОСТИ
Реклама
Боль в мышцах - неотъемлемый элемент любой тренировочной программы. И на то есть масса причин. Скажем, сегодня у вас прилив сил, и вы тренируетесь дольше обычного. А наутро - похмелье: боль в мышцах и связках. Или, допустим, вы слишком частите с тренировками, то есть не даете телу восстановиться. Результат - опять-таки боль. Дискомфорт в мышцах после тренировки - явление вполне естественное. Но одно дело - легкая слабость, а другое - мучительная боль, которая не дает пошевелиться. Так что же делать, когда болят мышцы? Стиснуть зубы и ждать, пока "само пройдет"? Кстати говоря, так поступают большинство "качков". Беда лишь в том, что это приводит к потере драгоценного времени. Пара пропущенных тренировок - и рост уже затормозился. Так что вряд ли стоит плыть по течению. Тем более, что существуют проверенные способы облегчить боль или даже совсем снять ее. Спортивные медики выделяют четыре причины посттренировочных "мучений": так называемая "запаздывающая" мышечная боль, перерасход энергетического "топлива", повышенная реактивность нервных окончаний и перетренированность. При этом следует помнить, что многие болезни - и некоторые из них довольно серьезные - тоже сопровождаются болью в мышцах. Так что если вам не помогло ни одно из предложенных нами средств, немедленно обращайтесь к врачу. И не забывайте - мы говорим только о боли в мышцах, а не в суставах или соединительной ткани. Эти состояния требуют совсем другого терапевтического подхода. "Запаздывающая" мышечная боль. Это самый частый и самый изученный наукой тип мышечного дискомфорта. Причина "запаздывающей" боли - повреждения мышечных волокон. Эти микротравмы высвобождают "хранящиеся" в мышцах химические вещества простагландины и гистамин, в связи с чем и возникает боль. Она проявляется примерно через сутки после тренировки и может нарастать в течение двух-трех дней. Воспаление мышц, которое сопутствует "запаздывающей" боли, приводит к местному распуханию тканей и создает помехи для притока и оттока жидкости. В результате несколько дней вы абсолютно неработоспособны. Возможно ли застраховать себя от "запаздывающей" боли? На этот счет у ученых нет единого мнения. По результатам одного исследования, растяжка после тренировки снижает риск возникновения такой боли. Многие спортсмены считают, что тщательная разминка перед тренировкой и "заминка" после нее сводят к минимуму "похмелье" следующего дня. Попробуйте - возможно, это поможет и вам. Некоторые атлеты "вышибают клин клином": несмотря на боль, делают легкие физические упражнения, которые разогревают тело и облегчают состояние дискомфорта.
Борьба с воспалениями 


После микротравм в мышечной ткани возникают воспаления и местные опухания, часто незаметные на взгляд. Снять опухоль помогают негормональные противовоспалительные средства, лед, или, наоборот, тепло, а также массаж, особенно популярный сейчас среди спортсменов. У каждого из этих методов лечения есть свои плюсы и минусы. Негормональные противовоспалительные средства. Эти медикаменты блокируют действие простагландинов и тем самым снимают воспаление. Они на время облегчают посттренировочную боль, но не устраняют ее совсем. К сожалению, спортсмены часто злоупотребляют этими препаратами, рискуя получить язву желудка. Чтобы этого избежать, принимайте противовоспалительные средства вместе с едой, и ни в коем случае не на голодный желудок. Как у любого медицинского препарата, у противовоспалительных средств есть побочные действия, так что до приема обязательно проконсультируйтесь с врачом. Лед и жар. Специалисты рекомендуют лед как первую помощь при мышечных травмах разной степени тяжести. Даже при разрывах мышц лед может значительно облегчить боль, если немедленно приложить его к больному месту. Лед снимает воспаление и замедляет метаболизм, который, по мнению медиков, мешает процессу заживления. Если у вас нет наготове пакетика со льдом, заморозьте воду в бумажном стаканчике и массируйте этим льдом больное место. Между кожей и льдом проложите полотенце, чтобы можно было держать лед подольше без риска получить обморожение. И не прикладывайте лед к тем участкам кожи, которые по той или иной причине потеряли чувствительность (например, после хирургического вмешательства). Применять тепло для снятия боли можно только спустя 12 часов после тренировки - и только если у вас нет травмы. Тепло ускоряет ток крови, а значит, и заживление. При травмах применять тепло можно только через 72 часа, когда спадет опухоль. Самый приятный способ лечения теплом - горячая ванна. Можно прикладывать к больному месту грелку с горячей водой. Бальзамы, мази, растирания. Эти препараты снимают боль лишь частично и на время. В их состав обычно входят либо вяжущие средства, либо специальные вещества, химически воздействующие на болевые ощущения, либо местные противовоспалительные средства, которые облегчают состояние, но действуют не так эффективно, как внутренние препараты. Существуют и чисто гомеопатические растирания от боли. На эти препараты все реагируют по-разному. Вам не подошел один бальзам - попробуйте другой, но всегда точно следуйте инструкции по применению. Если вас не раздражает "лекарственный" запах, большинство растираний вам вполне подойдут. Сильным противовоспалительным действием обладают те препараты, которые содержат много салицилатов (смотрите состав на упаковке). Массаж. Европейская спортивная медицина уже давно применяет массаж как один из методов восстановления после тяжелых тренировок. Бесспорно, это очень приятная процедура, но ее лечебный эффект нельзя считать доказанным фактом. Массаж активизирует поступление крови в мышцы, и потому некоторые физиотерапевты считают, что он помогает быстрее восстановить кислотный баланс. Массажисты часто повторяют своим клиентам, что с помощью массажа из утомленных мышц выводится молочная кислота. На самом деле это полная ерунда. Единственное, что можно сказать с уверенностью - массаж абсолютно безвреден. Так что если он вам нравится - расслабьтесь и получайте удовольствие.
Перерасход топлива


И протеин, и жиры используются организмом как топливо во время тренировок. Но все-таки главный источник энергии - углеводы. Углеводы хранятся в мышцах в виде гликогена, который представляет из себя связанные вместе молекулы сахара крови. Еще одно хранилище гликогена -печень. При выполнении тяжелых упражнений гликоген распадается, чтобы поддерживать уровень сахара в крови. Слабость, которую вы чувствуете после тренировки - это как раз результат истощения запасов гликогена. Замечено, что у интенсивно тренирующихся атлетов запасы гликогена в мышцах и печени могут иссякнуть уже через 15-20 минут тренинга. Как только уровень гликогена опускается ниже нормы, энергия убывает, возникает ощущение слабости, вы падаете духом и не можете тренироваться с полной отдачей. Чтобы этого избежать, необходимо подпитывать себя топливом на тренировках и получать с пищей много углеводов. Это ускорит синтез гликогена в мышцах и в печени. В течение тренировки, время от времени заправляйтесь глотком спортивного напитка с содержанием углеводов. Это поможет вам сохранять энергию и предотвратит перерасход "топлива", жизненно необходимого при выполнении упражнений с отягощениями. Первые два часа после тренировки - самый важный период для восстановления израсходованного топлива. В это время организм обладает повышенной способностью накапливать гликоген. Лучший способ возместить убытки - сразу после тренировки загрузиться углеводами, например, выпить специальный углеводный коктейль. Специалисты по спортивному питанию рекомендуют бодибилдерам и тяжелоатлетам всегда придерживаться диеты с высоким содержанием углеводов. 70 процентов калорий вы должны получать из углеводов, 10-15 - из жиров, и 15-20 - из протеина. Такая формула обеспечит вам стабильно высокий уровень гликогена в печени и мышцах.
Повышенная реактивность мышц

Часто после долгих и тяжелых тренировок в мышцах обостряется чувствительность нервных окончаний. Такое распространенное явление, как ночные судороги в ногах - симптом повышенной реактивности мышц. А возникает это состояние потому, что меняется соотношение между жидкостью и солью в мышцах и содержание жидкости в крови колеблется. Чтобы такого не происходило, необходимо обеспечивать организм достаточным количеством жидкости. В идеале, полностью возмещать потерю жидкости вы должны непосредственно на тренировке. И уж в крайнем случае - до начала следующей тренировки. Среднестатистическая диета обычно содержит много соли -a href="http://snowboard-shop.ru" style="text-decoration:none; color:#555555">гораздо больше, чем рекомендуют медики. Но если вы тренируетесь интенсивно, и особенно в жаркую погоду, вам нужно особенно много соли - для того, чтобы удерживать жидкость в организме и тем самым предупреждать мышечные спазмы. Еще один способ избежать повышенной реактивности мышц - статическая растяжка: "растягивающие" позы, которые удерживаются в течение 20-30-ти секунд.
Перетренированность

Классические симптомы перетренированности - невозможность тренироваться в нормальном режиме, слабость и боли в мышцах, упадок сил и депрессия. С биохимической точки зрения это состояние характеризуется отрицательным азотным балансом. Проще говоря, вы теряете больше протеина, чем получаете. Некоторые специалисты считают, что прием аминокислот с разветвленными боковыми цепочками (лейцин, изолейцин и валин) может уменьшить распад протеина во время тренировок. Существует также предположение, что синдром перетренированности связан с перерасходом глютамина. Впрочем, обе эти гипотезы пока не имеют под собой твердых научных доказательств. Непроходящие симптомы перетренированности могут привести к серьезным физиологическим сбоям в организме. Перетренированность снижает иммунитет и нарушает выработку гормонов. У мужчин это приводит к падению тестостерона и повышению уровня кортизола. У женщин - к прекращению менструаций, хрупкости костей и даже к бесплодию. Словом, лучшая защита от боли - это разумно спланированный тренинг и полноценный отдых. Не забывайте: мышцы растут во время отдыха.


Если вы хотите, чтобы ваши руки были не только красивыми, но и гибкими, их следует упражнять.

После долгого писания, печатания или ношения тяжестей руки нуждаются в снятии усталости и перенапряжения. Рекомендуем вам такую несложную гимнастику для рук:
1. Вначале небольшой массаж. Возьмите крем и небольшими круговыми движениями вотрите его в ладони и пальцы рук.
2. Сожмите вместе пальцы одной руки. Другой рукой мягко выгните сначала сжатые пальцы, а затем большой палец в направлении от себя.
3. Сожмите пальцы в кулак и медленно разожмите. Постарайтесь развести пальцы как можно дальше друг от друга.
4. Расслабьте руки и снова сожмите в кулак. Повторите упражнение 5—6 раз.
5. Каждый пальчик по отдельности слегка потрясите, расслабьте, а затем покрутите поочередно по часовой стрелке и против.

Упражнения для снятия усталости рук
1. Сложите руки вместе и по очереди раздвигайте пальцы парами.
2. Скрестите выпрямленные пальцы обеих рук так, чтобы они были направлены вверх, а запястья вниз. Энергично выгибайте пальцы вниз - так, чтобы запястья выгнулись вверх.
3. Руки резко сожмите в кулак - и резко распрямите.
4. О большой палец поочередно нажимайте остальными пальцами той же руки.
5. Поставьте локти на стол. Опустите свободно ладони. Мягкими движениями запястий описывайте круги.

При длительной работе за компьютером, за швейной машинкой, при писании от усталости болят не только кисти, но и вся рука, и плечи. Поэтому периодически стоит расслабиться хоть на несколько секунд, расправить спину и плечи, максимально стянув лопатки и откинув голову назад. Также полезны следующие упражнения:
1. Медленно поднимите плечи, одновременно втягивая голову - затем вернитесь в исходное положение.
2. Медленно повращайте головой в одну, затем в другую сторону.
3. Сделайте несколько взмахов руками вперед и в стороны, повращайте ими.

Гимнастика для пальцев рук
1. Прижать пальцы к ладони. Выпрямить пальцы.
2. Расставить пальцы. Соединить пальцы вместе.
3. Большой палец пригните к ладони. Большой палец — прямо.
4. Отставить большой палец как можно дальше от ладони - вернуть назад так, чтобы он совместился с указательным пальцем.
5. Переместить большой палец дальше вдоль по ладони и коснуться мизинца.

Кроме того:
- массаж большого пальца повышает функциональную активность мозга;
- массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка;
- среднего — на кишечник;
- безымянного — на печень;
- массаж мизинца улучшает работу сердца, снимает психическое напряжение и нервное переутомление.

Массируются (надавливанием) поочередно пальцы обеих рук от основание пальца до его кончика (включая подушечку) в такой последовательности: лицевая, тыльная, а затем боковые стороны.

Упражнения для запястья
1. Изогните запястье так, чтобы ладонь приблизилась к предплечью.
2. Выпрямите изогнутое запястье.
3. Переместите кисть в обратном направлении, максимально пригнув запястье к предплечью.

Омолаживающая гимнастика для рук
Чтобы ваши руки долго сохраняли гибкость и молодой вид, не ленитесь среди дня выкраивать несколько минут для несложной гимнастики, которую можно делать в любом месте и в любое время. Вот эти несложные упражнения:
1. Вытяните руку вперед, энергично раздвиньте пальцы — и сразу же соедините.
2. Раздвиньте пальцы. Двумя пальцами одной руки постарайтесь развести каждые два пальца на другой руке как можно дальше друг от друга. Затем смените руки. После упражнения расслабьте пальцы и потрясите кистями.
3. Возьмите в руку резиновый мячик. Сильно сожмите его кончиками большого и указательного пальцев сначала одной, затем другой рукой. За неимением поблизости мячика это же упражнение попробуйте сделать, представив, что сжимаете мячик, а он сопротивляется.
4. Сжимайте резиновый мячик с разной силой.

Упражнения на гибкость рук
1. Руки положите ровно. По очереди раздвигайте пальцы, начиная с мизинца, затем в обратном порядке.
2. Указательным пальцем одной руки по очереди оттяните пальцы другой руки. Поменяйте руки. В конце упражнения сцепите оба мизинца и потяните в разные стороны.
3. Соедините ладони. Отогните пальцы как можно дальше наружу, затем скрестите их, сожмите — и расслабьте. Повторите несколько раз.
4. Вытяните руки вперед. Вращайте кистями 10 раз по часовой стрелке и 10 раз — против.
5. Поверните руки ладонями вниз, переплетите пальцы, затем медленно, круговым движением поверните руки ладонями вверх, одновременно раскрывая пальцы. Повторите в обратном порядке.

Идеальными упражнениями для пальцев являются игра на пианино, печатание или шитье, но тут главное не перестараться. Увы, сейчас появилась даже новая болезнь, связанная с чрезмерной работой за компьютером, — так называемый синдром запястного канала. Поэтому, если вы работаете с клавиатурой, обязательно давайте пальцам передышку, разминайте их.

Ловкость пальцев значительно уменьшается при артрите. Если состояние не очень тяжелое и нет сильных болей, рекомендуются упражнения 4 и 5, они особенно полезны, если выполняются, когда руки согреты — например, в теплой воде. Только нужно помнить, что эти упражнения должны выполняться очень осторожно, без лишнего фанатизма, — никогда не доводите до того, чтобы суставы одеревенели и стали слишком напряженными. Чтобы укрепить пальцы, врачи советуют сжимать кулаки, зажав в них какие-нибудь предметы.

Упражнения на укрепление мышц рук
1. Ладонь неподвижна. По очереди раздвиньте пальцы. Сплетите большие пальцы и сильно оттяните.
2. Положите ладони на стол по направлению друг к другу. Поднимите большие пальцы вверх, остальные поднимайте по одному и медленно сгибайте.
3. Рука плавно изогнута, пальцы обрисовывают круг, с каждым разом все быстрее.

Упражнения на ловкость рук
1. Поместите между пальцами карандаш, попробуйте покатать его между пальцами.
2. Между пальцами поместить шарики от пинг-понга. Сжимать их то сильнее, то слабее, стараясь, чтобы они не выскользнули.

Также отлично развивает ловкость рук, а еще отлично снимает нервное напряжение и даже улучшает настроение перекатывание в руках стеклянных шариков. Не зря во всем мире так популярны четки. В качестве шариков отлично подойдут бусины средних размеров.

Упражнения для пальцев развивают не только гибкость кистей рук, но и помогают решить множество других проблем.

Например, для укрепления волос «йога» рекомендует такое упражнение:
на 5 минут прижмите большой палец правой руки к основанию мизинца, а большой палец левой руки к основанию указательного. Выполнять по 3 раза в день.

Или вот еще один совет:
на 3 минуты прижмите кончик большого пальца правой руки к кончику ногтя (с внутренней стороны) безымянного, а указательный наложите на ногтевое ложе большого. На левой руке сожмите кончики большого и безымянного пальцев. Выполнять 2 раза в день. Это упражнение не только влияет на рост и укрепление ногтей, но и повышает настроение.

Массаж рук
Массаж рук несложно сделать самой себе, хотя, конечно, если кто-нибудь изъявит желание поухаживать за вашими руками, а вы сможете прикрыть глаза и расслабиться, удовольствие будет неизмеримо большим. Но для пользы дела отлично подойдет и самомассаж. Например, такой.

Самомассаж рук можно делать утром, даже не вставая с постели. Нанесите экстраувлажняющий ночной крем, идеально подходящий для любого вида массажа, и каплю воды. Круговыми движениями массируйте каждый палец и сустав в отдельности, как будто надеваете перчатки.

Затем перейдите к массажу тыльной стороны кисти. Обхватив запястья, продолжайте массаж рук, поднимаясь к локтю, а затем к плечу. Сделайте несколько движений кистями, повращайте ими попеременно вправо и влево, сожмите в кулаки и разожмите, сымитируйте игру на фортепиано.

Теперь можно перейти к массажу предплечий и плеч. Руку вытяните, пальцы сожмите в кулак. Короткими ритмичными ударами ребром ладони другой руки постукивайте по вытянутой, от пальцев до подмышек: сначала по внутренней, а затем по наружной ее поверхности. Чтобы усилить кровообращение, сделайте быстрые легкие пощипывания снизу вверх двумя пальцами: большим и указательным. Это поднимет тонус мышц, особенно плечевых, которые с возрастом слабеют и обвисают.

Не только поможет лучше напитать кожу рук, но и поднимет ваше настроение, поможет избавиться от тревоги, усталости, нервного перенапряжения такой несложный массаж рук:
— 2 столовые ложки растительного масла нагреть до температуры тела и постепенно круговыми движениями втереть в кожу рук.
Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Шивананда йога — методика преподавания хатха-йоги, разработанная знаменитым индийским йога-практиком, врачом и духовным учителем Свами Шиванандой (1887-1963).

В его школе делается акцент на интеграции всех видов йоги (т.е. основных способов духовного развития) — тренировка тела, изучение Писаний, бескорыстный труд, поклонение Божеству. На Западе занятия Шивананда йогой стали популярными благодаря ученику Мастера Свами Вишнудевананде.

Особенности метода
Шивананда йога основана на пяти основных принципах:
- правильная тренировка тела (выполнение упражнений)
- правильное дыхание (пранаяма)
- правильное расслабление (шавасана)
- правильное питание (вегетарианство)
- правильное понимание (изучение священных писаний и медитации)

Занятия традиционно начинаются с комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу).

Статическая практика асан на занятиях Шивананда йогой обычно включает 12 «избранных» поз: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Какасана (Бакасана) Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения они дополняются более сложными вариантами.

Занятия также включают пение мантр, пранаяму и медитацию.

Школа Шивананда йоги не приветствует строгого аскетизма. Сам Мастер подчеркивал, что нужно заботиться о теле, как о вместилище духа, а не разрушать его жестокой аскезой.

Эффект
Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект. Регулярные занятия помогут практикующим укрепить и сделать более гибким позвоночник, улучшить работу кровеносной, дыхательной, эндокринной систем организма, продлить молодость и сохранить здоровье.

Кому подойдет
Занятия доступны и новичкам и «продвинутым» (для них просто усложняются позы). Особенно подходит эта методика тем, кто предпочитает совмещать физическую нагрузку с духовной практикой.

Кому не подойдет
Тем, кого интересует «грамотно построенная» физическая нагрузка, но не привлекает индийская философия и теология, либо наоборот — тем, кто выбирает для себя путь знания, изучения Священных писаний и медитации без какого бы то ни было насилия над собственным телом.


Гимнастика для беременных во втором триместре  очень важна для поддержания мышц спины и ног, на которые во втором триместре серьезно возрастает нагрузка. Но обо всем по порядку. Итак, вы прожили с удовольствием свои 13 недель и вступили в следующий период - второй триместр беременности (14-27 недели). Ваше психофизическое состояние нормализовалось, вы свыкаетесь с новыми ощущениями, организм адаптировался к новому состоянию, ваше нынешнее состояние вас радует, а вот фигура… Да, она изменилась, живот уже выступает вперед, походка стала другой, осанка (растущий живот изменяет центр тяжести тела). Туловище отклоняется назад, изменяя первичную походку.

Для сохранения правильной осанки вам необходимо: отказаться временно от ношения обуви на высоких каблуках, чаще контролировать осанку и, конечно, не забывать про гимнастику для беременных во втором триместре. Для этого встаньте возле стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Запомните это положение и стремитесь сохранять его в течение дня. Почувствовав дискомфорт в спине, полезно прислонится к ровной опоре (дереву, стене) и принять правильную осанку, чередуя напряжение мышц спины с их расслаблением в течение 2-3 минут. Это упражнение выполняйте после длительного отдыха в положении лежа или сидя. Контролируя осанку, вы предупредите чрезмерный изгиб позвоночника в поясничном отделе. Это еще и профилактика утомления мышц спины, расширения лонного сочленения неправильного вставления головки плода в малом тазу. Так, что пренебрегать этим обстоятельством никак нельзя. Женщина сможет иметь правильную осанку в том случае, если будет постоянно мысленно себя контролировать. Контролировать правильное положение таза (спину держать прямо), возможно следующим образом: одна ладонь располагается на лобке спереди, другая - на копчике. Со словами: Переношу тяжесть спины на руки - таз выдвигается немного назад. Такое положение таза уменьшает боль в спине, снимает усталость и освобождает больше места для ребенка. А оно ему ох как необходимо.

Вы сейчас в самом активном периоде беременности. Не упустите свой шанс. Время не ждет и малыш тоже. Кроме занятий гимнастикой для беременных второго триместра вам необходимо также делать дыхательные упражнения.

Для того чтобы правильно дышать во время родов, необходимо освоить соответствующие упражнения во время беременности и довести навык их выполнения до автоматизма. Их следует выполнять каждый день по 10 минут. Любое дыхательное упражнение нужно начинать с максимального выдоха. После чего расслабьте мышцы брюшного пресса.

Диафрагмальное дыхание: Правую руку раскрытой ладонью положите на грудную клетку, а левую руку на верхнюю часть живота. Вдох через нос при этом максимально надуть живот, нижние отделы легких пассивно, без усилия заполняются воздухом. Выдох - живот втягивается к спине, вверх насколько это возможно. Внимание сосредоточить на том, как поочередно двигаются руки, слегка нажимая на зоны соприкосновения.

Грудное дыхание: Положите руки на грудную клетку, пониже грудины, ладонями обхватите ребра, кончики пальцев обоих рук расположите друг против друга. Пальцы рук не должны соприкасаться друг с другом. Сделайте глубокий вдох этой зоной ( дыхание происходит в ребрах) и вы должны почувствовать , как руки расширяются от боков к передней части грудной клетки. Важно, чтобы вы ощутили, что сначала расширяются ребра, давая дыханию продолжать расширять тело к передней части. Шумно выдохните ртом.

Полное дыхание: Овладев технику брюшного дыхания переходите к освоению полного. Начало упражнения: очищающий выдох - передняя брюшная стенка, опускается. Вдох - раздвигаются руки, лежащие на ребрах, расширяются нижние отделы легких ( при этом живот для опоры - умеренно втягивается), после этого поднимаются ключицы и верхние ребра: вентилируются и заполняются воздухом верхушки легких. Выдох осуществляется в обратной последовательности: опускаются ключицы, ребра, ладони лежащие на ребрах, живот прирастает к спине, втягивается тазовое дно. Затем следует пауза - надо отпустить переднюю брюшную стенку, вслед за паузой - новый вдох. Дышать нужно носом. При вдохе важно строго соблюдать указанную последовательность, постепенно и легко опуская диафрагму. Этот навык очень пригодится при потугах, когда важно будет не наращивать слишком резко давление диафрагмы, чтобы головка малыша не повреждалась о кости малого таза.

Упражнения гимнастики для беременных во втором триместре для самостоятельного выполнения
Упражнение 1: Разгрузка нижних конечностей, растяжка мышц внутренней поверхности бедра и промежности.
- Исходное положение - лежа на спине, ноги на стене. Чтобы принять эту позу правильно, сядьте правым боком к стене. Колени согните, ступни поставьте на пол. Лечь на спину, перекиньте ноги на стену, ягодицы должны лежать на полу.
- Выдох: согните колени и скользите ступнями вниз по стене, сводя подошвы вместе, а колени максимально разведите в стороны. Сделайте вдох, прижимая пятки друг к другу. Выдох - одновременно поставьте руки на бедра и прижмите бедра к стене. Дышите равномерно и оставайтесь в этом положении одну минуту. Теперь опустите расслабленные руки на пол вдоль туловища ладонями вверх. Дышите равномерно и расслабьте всю область таза на четыре минуты. Вставать нужно медленно, не напрягаясь, а перекатываясь на бок.

Упражнение 2: Укрепление мышц спины, живота, ягодиц, ног.
- Исходное положение (выполняется с большим гимнастическим мячом, который выдерживает вес 300 кг) - сесть на мяч, ноги на ширине плеч, руки положить на бедра, выпрямить спину.
- Выполнить небольшой круг тазом на мяче, спину держите ровной. Выполнить 5-6 повторений в каждую сторону.

Упражнение 3: Расслабление и растягивание мышц спины, снятия напряжения с позвоночника.
- Исходное положение - стойка на коленях рядом с мячом, положить на мяч руки и голову, спину расслабить. Дыхание произвольное.
- Чуть полежите, после прокатите мяч вперед положите на него руки и почувствуйте приятное расслабление в мышцах спины. Оставайтесь в этом положении 30-40 секунд.

Упражнение 4: Укрепление мышц груди.
- Исходное положение - стойка на коленях, сесть на пятки, руки согнуть в локтях и обхватить мяч с двух сторон , сдавить мяч обеими руками и почувствовать напряжение мышц груди и рук.
- Повторить упражнение 10-12 раз, увеличивая число повторений. После, выполните диафрагмальное дыхание.

Не ленитесь, положительный рузельтат от гимнастики для беременных второго триместра может быть только при вашей работоспособности и настойчивости, а все усилия будут вознаграждены рождением здорового и крепкого малыша и роды оставят после только положительные воспоминания.

Анна Медникова Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Оздоровительная дыхательная гимнастика представляет собой систему специальных упражнений. С помощью данной гимнастики обеспечивается тренировка дыхательной мускулатуры. При правильном и систематическом выполнении особых упражнений происходит нормализация механизма газообмена в организме человека. Это делает возможным несколько расширить энергетические возможности организма и увеличить физическую работоспособность. Поэтому для тех, кто занимается спортом и физической культурой, будет весьма полезно подробнее познакомиться с основами оздоровительной дыхательной гимнастики.

Специальные системы тренировки дыхания появились ещё до нашей эры в древнем Китае, Индии, Греции. В настоящее время дыхательную гимнастику рассматривают в качестве одного из сильнейших факторов оздоровления организма. Разработаны сотни разнообразных методик этой гимнастики, позволяющих тренировать те или иные элементы дыхательной системы и за счёт этого увеличивать резервные возможности аппарата дыхания.

Подобные оздоровительные методики позволяют укрепить дыхательную мускулатуру грудной клетки и диафрагмы, улучшить деятельность внутренних органов, расположенных в брюшной полости, нормализовать работу органов дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Кроме того, с помощью упражнений оздоровительной дыхательной гимнастики можно влиять на возбудимость центральной нервной системы. Одной из важнейших задач оздоровительной дыхательной гимнастики является увеличение резерва обеспеченности организма кислородом. Постоянные тренировки способствуют тому, что ткани извлекают из крови большее количество кислорода, при этом работа систем дыхания и кровообращения становится более экономичной.

Основ ой тренировки дыхательного аппарата является целенаправленное управление мускулатурой, обеспечивающей процесс вдоха и выдоха. Наибольшие трудности при этом возникают в процессе контроля за движениями диафрагмы. С помощью контролируемого управления дыхательной мускулатурой в ходе специальных тренировок у человека вырабатывается правильное трёхфазное дыхание, состоящее из следующих этапов: 1) выдох; 2) пауза; 3) вдох. Первая фаза осуществляется через носовую полость при полном расслаблении дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагмы. При этом выдох никогда не должен выполняться до предела. Вторая фаза является одним из важнейших элементов оздоровительной дыхательной гимнастики. Пауза должна быть естественной и приятной. Третья фаза производится автоматически через нос, почти бесшумно. Для желающих заниматься дыхательной гимнастикой очень важно уметь концентрировать своё внимание. При правильном дыхании плечи должны быть неподвижны, при вдохе нижние края рёбер раздвигаются, происходит увеличение объёма грудной клетки.

Тренировка газообмена организма подразумевает под собой прежде всего процесс волевого управления дыхательными движениями. Кроме того, для проведения подобных тренировок можно использовать такой приём как дыхание через трубку определённого диаметра и с регулируемой длиной, что предоставляет возможность создавать дополнительное «мёртвое» пространство. При осуществлении дыхательного процесса через такую трубку поступающий в лёгкие воздух (с концентрацией кислорода 21%) разбавляется за счёт остаточного воздуха в лёгких и за счёт воздуха «мёртвого» пространства (с содержанием кислорода около 15%). Таким образом, концентрация кислорода в альвеолах понижается, а содержание углекислого газа увеличивается. Такие изменения оказывают выраженное тренирующее воздействие на дыхательную систему организма. Для проведения такой тренировки необходимо приобрести две вдвигающиеся друг в друга трубки, общую длину которых можно произвольно изменять по желанию (при этом изменяется и объём «мёртвого» пространства).

Упражнения дыхательной гимнастики с использованием данного оборудования следует проводить сидя, а первоначальную длину трубки необходимо подобрать таким образом, чтобы при осуществлении дыхания не возникало чрезмерных затруднений. Дышать через трубку нужно легко и без всякого напряжения, не выполняя никаких волевых усилий. Первоначально время тренировок по дыхательной гимнастике не должно превышать пять минут, а количество повторений такой процедуры в день не следует делать более двух. Ежедневно увеличивая время тренировки на 1 – 2 минуты и постепенно повышая длину трубки (т.е. увеличивая объём «мёртвого» пространства), через три месяца длительность выполнения упражнений следует довести до 30 минут. Следует добавить, что оздоровительная тренировка дыхательной системы с помощью трубки является довольно простым, но очень эффективным и безопасным способом улучшения общего состояния организма. Подобные упражнения вполне можно выполнять в домашних условиях. Однако необходимо также постоянно осуществлять контроль за самочувствием. При возникновении затруднений в процессе выполнения дыхательных движений тренировку следует приостановить до восстановления нормального дыхания, а затем немного уменьшить длину используемой трубки.

Помимо оздоровительного эффекта, дыхательная гимнастика помогает человеку формировать хорошую дикцию. Вырабатываемое в процессе тренировок правильное трёхфазное дыхание при направленности на улучшение дикции требует особой концентрации внимания на равномерности и продолжительности выдоха.

Таким образом, с помощью специальных тренировок по дыхательной оздоровительной гимнастике можно существенно расширить способность человеческого организма использовать переносимый кровью кислород. Это, в свою очередь, обеспечит увеличение энергетического потенциала организма и будет способствовать увеличению работоспособности, адаптации к физическим нагрузкам, формированию хорошего самочувствия и бодрости в течение всего дня.

Павел Городецкий


Танец живота на арабском языке известен как Raqs Sharqi, на турецком — как Oryantal dans?, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности. Многие из его движений происходят от танцев оплодотворения, религиозного поклонения и ритуалов рождаемости.

Многие движения заимствованы из танцев разных стран. Взаимопроникновение танцевальных форм и обычаев привело, например, к возникновению испанского танца фламенко, в основе которого лежит большое количество приемов танца живота.

Танец живота демонстрирует всю красоту, чувственность и грацию женского тела, это не просто движения, а форма выражения эмоций и чувств. Без танца живота на Ближнем Востоке не обходится практически ни один праздник.

Танец живота: история возникновения и развития
Изначально танец живота появился в Египте. Танец живота был просто танцем, не связанным ни с какими обрядами, и исполнялся для развлечения. С приходом в Египет мусульманства популярность танца живота начала снижаться, пока практически не сошла на нет. В девятнадцатом веке, после завоевания французами Африки, прежнее завораживающее искусство танца живота начало возрождаться и проникать в западный мир.

Танец эволюционировал и развивался, менялся под влиянием танцев разных стран - Греции, Турции, Северной Африки, Персии, Индии, вобрал в себя элементы цыганских и испанских танцев. Под "Raks Sharqi", часто подразумевают "женский сольный танец", в отличие от фольклорных групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается вверх. В западных странах Raks Sharqi становится известным как "belly dance". Это название произошло от неправильного толкования термина Baladi или от французкой фразы "Danse du Ventre." В современной форме "belly dance" иногда называется "Cabaret". Костюм для выступления «кабаре» на арабском называется Bedleh – это юбка, пояс и лиф, украшенные бисером. Танец живота популярен сейчас во всем мире, за исключением стран Среднего Востока, поскольку Ислам не разрешает женщине танцевать и петь для публики.

Танец живота или другие виды спорта
Беллиданс полезен для здоровья – за счет работы мышц активизируется кровообращение, вследствие чего укрепляются сосуды, улучшается работа сердца и сжигаются лишние жировые отложения. Беллиданс поможет сделать бедра стройнее, а талию – тоньше. Укрепит мышцы брюшного пресса, что улучшает работу пищеварительной системы и способствует выведению шлаков из организма. В отличие от шейпинга, в котором приходится все время напрягать мышцы, в беллидансе нужно просто отпустить тело на свободу.

Для упражнений достаточно получаса занятий в день. Танцевать беллиданс можно в любом возрасте. Начать освоение беллиданса нужно с основных движений – «восьмерок» бедрами и ударов лобком. Все упражнения выполняются с прямой спиной и расправленными плечами.

Основа танца живота - это вольная импровизация и раскрепощенность. Однако правила и упражнения все же существуют. Вот некоторые из них:

Движения в беллиданс

«Турецкая статуя»
Ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты в коленях. Руки соединены над головой. Руки плавно разводятся по очереди так, что в итоге правая рука находится на уровне плеча ладонью вверх, за ней опускается левая. Затем руки по очереди опускаются до уровня бедер, ладонями вниз.

«Магический круг»
В этом упражнении задействована только верхняя часть туловища, при этом голова, руки, плечи и вся нижняя часть неподвижны. Торс выносится вправо, затем отводится вперед, влево и затем назад. Все движения плавные.

«Струящийся шелк» («Восьмерка»)
Правое бедро отведено назад, по диагонали, затем полукругом выносится вперед. То же повторяется для левого бедра.

«Звенящие драгоценности»
Правая нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок перед левой. Правое бедро разворачивается вперед и вверх. Тело неподвижно. Бедром производится резкое «сбрасывание» вниз. Повторяется несколько раз.

«Змейка»
Бедра максимально отведены назад, спина слегка прогнута вперёд, руки сведены над головой – тело выгнуто «волной». Бедра плавно подаются вперед и вверх, движение передается плечам, которые уходят назад. Затем тело возвращается в исходное положение.

Танец живота это не просто развлечение. Женщина, открывшая для себя беллиданс, пробуждает свою природную женственность – и это сразу становится заметно со стороны.

Асланян Александра Материал подготовлен специально для сайта http://fitbild.ru. Мастер спорта Карпа С.А.


Гимнастикой для ленивых мы назвали этот комплекс в шутку, поскольку он весь выполняется лежа на кровати или диване. Для чего вам может понадобиться гимнастика в постели? Вероятно, в трех случаях.

Первое – если вы очень тяжело просыпаетесь, такая гимнастика поможет вам взбодриться, она ускорит кровоток, после нее вы подниметесь с кровати в прекрасном настроении.

Второе – если вы болеете, такая разминка обязательно нужна вам для скорейшего выздоровления. Только следует помнить, что во время высокой температуры никаких упражнений выполнять нельзя.

Третье – если вы какое-то время вынуждены лежать из-за травмы. Эта гимнастика поможет вам восстановится и приблизит ваше выздоровление и возвращение подвижности. Но внимательно дозируйте комплекс, ни в коем случае не перенапрягайтесь. Возможно, вам нужно будет отказаться от упражнений 12-14.

Комплекс упражнений
1. Исходное положение лежа на спине. На вдохе: руками поднять бедро согнутой в коленном суставе ноги и плотно прижать ее к животу. Задержать дыхание на 5—7 секунд. Затем, выдыхая, разогнуть ногу и вернуться в исходное положение. Повторить 2—3 раза каждой ногой в отдельности и обеими ногами вместе.

2. Исходное положение лежа на спине. Медленно вращать ногу, согнутую в коленном суставе и прижатую к туловищу, — в одну и другую стороны. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз каждой ногой.

3. Исходное положение лежа на спине, согнув ноги в коленном суставе. Оба колена одновременно наклонить в одну сторону, затем в другую (повторить 6—7 раз).

4. Исходное положение лежа на спине. Подтянуть согнутую ногу к себе, выпрямить голень и зафиксировать ее в таком положении на 20 секунд, не давая согнуться. Для этого надо напрячь четырехглавую мышцу бедра — основную мышцу, удерживающую коленный сустав от сгибания (5—6 раз).

5. Исходное положение лежа на спине. Сокращать и расслаблять мышцы ягодиц, 20-50 раз.

6. Лежа на спине за счет движений в области таза попеременно подтягивать прямые ноги, имитируя ходьбу на месте, сокращая и расслабляя мышцы промежности. 20-50 раз. Затем перевернуться на живот и повторить то же упражнение, как бы шагая назад.

7. Исходное положение лежа на спине, максимально запрокинуть голову, прогнуться в грудной части, посмотрев на спинку кровати — вдох. Задержать дыхание. Голову опустить, прижав подбородок к груди — продолжительный выдох. 3—4 раза.

8. Исходное положение лежа на спине, запрокинув голову назад, руками взяться за спинку кровати, чтобы усилить движение. Прогнуться в грудной части, удерживая себя на несколько секунд в этом положении: Затем полностью расслабиться. 2-3 раза.

9. Исходное положение лежа на спине. Максимально вытянув руку вверх и чуть оторвав от постели лопатку, попытаться как бы достать что-то. 4—5 раз.

10. Исходное положение лежа на спине. Упираясь ногами в мягкий валик, имитировать ходьбу. Упражнение способствует возобновлению нормальной подвижности позвоночника.

11. Исходное положение лежа на животе, лицом вниз. Руки согнуты в локтях, в упоре на предплечьях, ладони на уровне груди — предварительный вдох. На задержанном дыхании приподнять голову, плечи, отжать верхнюю часть туловища, прогнуться в грудном отделе позвоночника, не отрываясь животом от постели. Посмотреть вверх (10—20 секунд). Медленно опуститься в исходное положение, расслабиться — продолжительный выдох. 2—3 раза.

Усложненный вариант: то же, но с поворотом головы и туловища в одну и другую стороны. Дышать так же. Посмотреть через плечо назад, на противоположную пятку (при подъеме и повороте туловища влево левая рука остается в упоре на предплечье, правая выпрямляется, туловище при этом приподнимается и поворачивается). Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

12. Исходное положение лежа на животе. На вдохе согнуть ноги в коленях, руками взяться за лодыжки и, поднимая голову, плечи, разгибая бедра и напрягая руки, прогнуть спину, подобно натянутому луку. Дыхание задержать, насколько возможно, но не превозмогая себя, затем медленно выдохнуть и расслабиться. 2-4 раза.

Усложненный вариант: когда туловище изогнется дугой, раскачиваться на животе («качалка») вперед-назад, из стороны в сторону (при этом должны быть пустыми желудок, мочевой пузырь, кишечник). От 30 секунд до 1 минуты. Помимо воздействия на позвоночник, это отличный массаж живота, возбуждающий деятельность органов брюшной полости и уменьшающий застойные явления.

13. «Борцовский мост». Исходное положение лежа на спине,поставив и прижав к себе согнутые в коленях ноги, (поджимая пятки к ягодицам). С помощью рук медленно поднять корпус, прогнуться, стоя на руках и опираясь на голову (вначале руки подстраховывают), слегка податься вперед до касания лбом постели, затем назад — с опорой на затылок.

Руки можно завести за голову или взяться за спинку кровати. Чтобы увеличить нагрузку на все группы мышц шеи и позвоночника, можно поворачивать голову влево-вправо. Оставаться в этой позе 10—20 секунд с достаточным отдыхом между «мостами». Дышать ровно, животом (2—3 раза).
Материал подготовлен специально для сайта: ФИТНЕС И БОДИБИЛДИНГ


В последние годы йога как вид физических упражнений набирает все большую популярность во всем мире. Если еще четверть века назад о йоге мало кто слышал, то сегодня усилиями таких личностей, как Мадонна, Кристи Тарлингтон, Деми Мур, Рики Мартин йогой одержима вся Америка.

Вообще-то, йога никогда не задумывалась как способ похудения. Йога пришла к нам с Востока, из Индии. Само слово «йога» означает в переводе с санскрита «связь, единение, усилие» и воплощает гармонию духа и тела. Йога - это учение, имеющее в своей основе философскую базу.

Но практичный Запад быстро переиначил принципы и цели йоги и приспособил ее под свои цели — повышение физической активности, жизненного тонуса и, в том числе, коррекция фигуры. Существует множество течений йоги: силовая йога или аштан-га, вини-йога, которая содержит в себе множество дыхательных упражнений. Есть еще мантра-йога, лайа-йога, ражда-йога, хатха-йога, и даже такое экзотичное ответвление йоги, как бикрам-йога (или «горячая» йога). Для занятия ею необходимо помещение, нагретое до температуры 32°С. Понятно, что на Западе процветают, в основном, более, простые и доступные виды йоги, с которыми можно «справиться» без длительной подготовки и лишнего «философствования».

Конечно, занятия любым видом йоги требуют определенной сноровки. А то может получиться конфуз - «завязаться» в позу смогли, а для «распутывания» собственного тела могут понадобиться помощники. И хорошо еще, если обойдется без членовредительства.

Поэтому спешить не стоит: все движения нужно выполнять медленно, контролируя дыхание.

Если вы решили заняться йогой, то помните, что начинать нужно с наиболее легких упражнений (асан).

Кроме того, нужно соблюдать простейшую технику безопасности.

Техника безопасности при занятиях йогой
- Во-первых, никогда не пытайтесь совершить невозможное. Если ваше тело отказывается выполнить ту или иную асану, отложите ее на потом.
- Во-вторых, все движения в йоге нужно выполнять очень аккуратно, чтобы избежать травм и растяжений. Особенно опасны в этом смысле моменты входа в позу и выхода из нее.
- В-третьих, правильно выполняемое упражнение не должно приносить боли вашему телу. Прислушивайтесь к собственным ощущениям!
- В-четвертых, если трудно выполнить позу точь-в-точь, попробуйте облегчить ее.
- В-пятых, йогой лучше заниматься на голодный желудок. Как, впрочем, и любой другой физической деятельностью.
- В-шестых, будьте особенно аккуратны при выполнении упражнений, связанных со стойкой на голове и шее. Малейшая неосторожность может привести к травмам позвоночника, что очень опасно.
- В-седьмых, серьезное занятие йогой возможно только в специальных группах Под наблюдением опытного инструктора. В домашних условиях можно выполнять лишь самые простые асаны.

Элементы йоги - асаны
Асаны представляют собой некоторые статичные позы, хотя можно переходить из одной позы в другую. Их тысячи, и предназначение каждой неодинаково. Есть асаны для повышения гибкости, для увеличения мышечной силы, для снятия напряжения (релаксации) и т.д. Разумеется, существуют и асаны, приближающие человека к познанию Истины. Но настоящие последователи йоги практикуют ее всю жизнь, и уж точно не для того, чтобы похудеть и избавиться от целлюлита. Вы же можете заниматься йогой для поддержания внутренней гармонии души и тела.

Для занятий йогой не требуется специальное оборудование, кроме удобной просторной одежды и небольшого коврика. На первых порах вполне допустимо опираться рукой о спинку стула.

Еще один важный аспект в йоге — правильное дыхание. Вдохи и выдохи выполняются обязательно глубоко и через нос.

Приведенные в этом комплексе асаны можно использовать в качестве утренней зарядки или как самостоятельный комплекс упражнений. Они развивают гибкость тела, улучшают эластичность мышц и координацию движений.

Разумеется, каждая из этих асан имеет свое традиционное название. Но в большинстве своем они настолько трудны для восприятия, что их давно заменили на более или менее точные европейские аналоги.

Комплекс упражнений йоги
1. Поза «горы». Встаньте прямо, плечи отведены назад, руки свободно свисают вдоль туловища ладонями внутрь, ноги вместе. Задержитесь в этой позе на несколько дыхательных циклов (вдох-выдох — это один дыхательный цикл).

2. Поза «наклон вперед». Из позы «гора» наклоните туловище вперед, как будто вы складываетесь пополам. Пальцами рук старайтесь коснуться пола, при этом колени можно слегка согнуть, если трудно держать ноги прямыми.

3. Поза «змеи» или «кобры». И.п. — лежа на животе; руки перед грудью, кисти рук смотрят вперед. Из этого положения медленно выпрямите руки и максимально поднимите верхнюю часть туловища. Выполняйте упражнение таким образом, чтобы почувствовать напряжение позвоночника. Будьте предельно осторожны, не допускайте травм. Данное упражнение благотворно воздействует на сердечно-сосудистую и нервную системы.

4. Поза «собаки с головой, опущенной вниз». И.п. - лежа. Пальцами рук и ног упритесь в пол. Затем отожмитесь и, передвигая стопы ближе к рукам, приподнимите таз. Тело должно напоминать букву «Л». Задержитесь в этом положении на 1-2 дыхательных цикла и начните вторую часть упражнения. Снова отодвиньте стопы ног назад, выпрямляя спину и опуская верхнюю часть туловища.

5. Поза «стула». И.п. — стоя, ноги чуть расставлены, руки опущены. Опуститесь, как будто садитесь на стул. Руки при этом, наоборот, поднимаются вверх над головой, параллельно друг другу.

6. Поза «воина». И.п. — как для позы «гора». Затем произведите следующие действия: правой ногой сделайте шаг назад, как можно дальше, выворачивая при этом носок наружу, затем опуститесь в выпад. Следите, чтобы колено левой ноги располагалось точно над пяткой. Медленно поднимите руки вверх ладонями внутрь. Затем опустите руки и вернитесь в и.п. Повторите упражнение с другой ноги.

7. Поза «воина - 2». И.п. - поза «гора». Затем примите то же положение, что и для предыдущей позы, только руки поднимите не вверх, a на уровень плеч. При этом разверните корпус вправо. Ваши ноги и руки должны смотреть в одну сторону. Затем, не опуская руки, сделайте выпад с другой ноги.

8. Поза «треугольника». И.п. — позы «гора». Сделайте максимально широкий шаг назад правой ногой. Носок правой ноги выверните наружу. Затем наклоните корпус к левой ноге, касаясь пола левой рукой у правой стопы, правую руку поднимите вверх. Смотрите вверх на правую руку. Затем сделайте выдох и выпрямитесь. Выполните упражнение с другой ноги.

9. Поза «дерево». Эта поза довольно трудна для исполнения и требует хорошей гибкости и равновесия. И.п. - поза «гора». Подтяните правую ногу вверх к промежности, разверните ногу наружу, согните в колене и упритесь стопой во внутреннюю поверхность бедра. Сразу такое упражнение выполнить очень сложно, поэтому на первых порах допустимо упираться стопой в икру или колено другой ноги. Если вы хорошо держите равновесие, вытяните руки перед грудью. Если нет, опирайтесь о спинку стула или стену. Задержитесь в этом положении на 1—2 дыхательных цикла и вернитесь в исходное положение. Выполните упражнение с другой ноги.

10. «Скручивание». И.п. — сидя на полу, прямые ноги вытянуты перед собой. Подтяните правую ногу к себе, сгибая в колене. Упритесь ею в колено левой ноги. Разверните корпус вправо, заведя правую руку далеко за спину, левой рукой обхватите правое бедро. Задержитесь, выдохните. Затем выполните упражнение с другой ноги.

11. Интенсивный наклон сидя. Упражнение, которое кажется предельно простым только на первый взгляд. И.п. — сядьте, вытяните прямые ноги перед собой. Опустите корпус на ноги, стараясь достать руками стоп. Для начала вполне допустимо использовать недлинную веревку (или скрученное в жгут полотенце).

12. Стойка на лопатках. К этому упражнению лучше подойти осознанно, четко рассчитав свои силы. И.п. — лежа. Упритесь руками в поясницу и медленно поднимите ноги вверх. Опирайтесь на верхнюю часть спины (лопатки) и держите ноги не строго вертикально, а под небольшим наклоном.

Все эти упражнения улучшат вашу осанку, что всегда молодит и украшает женщину. Повышение гибкости и растяжки также поможет избавить тело от лишних килограммов, придаст эластичность мышцам и гладкость коже.

Со временем вы научитесь выполнять данные асаны без поддержки и задерживаться в каждой позе на большее количество дыхательных циклов.


Сейчас очень модно заниматься арабским танцем или танго. Почему? Есть старая притча.

Пришел как-то человек к мудрецу и сказал ему: «О мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.

Эти два танца объединяют не только мода, зрелищность и экзотичность. Оба служат одной из главнейших жизненных задач — соединению мужчин и женщин. Но делают это совершенно разными способами. Точнее на разной дистанции и разными энергиями. Воплощенность первозданных энергий и ритма, сакральный смысл этих танцев позволяют приравнять их к психопрактикам.

Сочетание движений в танце одновременно и естественно, и неожиданно: пластические разводы разрешают ими любоваться, удары бедер концентрируют внимание, вибрации сливаются с ритмом музыки. Все суставы и косточки раскручиваются в трех измерениях, словно наполняясь волшебной скользящей энергией. Соединение дыхания живота с движением бедер порождает плавный и сладкий поток, от которого каждый позвонок словно выплясывает древнюю арабскую мелодию...

Это танец-мироощущение, танец отношений мужчины и женщины, философия страсти, соперничества и любовной игры. Его музыка ухватила главное в человеческом бытии: эротическое начало сочетается с темой одиночества, ведь эти два чувства проходят через всю жизнь человека. Сексуальная энергия лишь трансформирует энергию покоя в тонкие энергии движения — несмотря на раскованность и откровенность танца, он покоряет изысканностью и легкостью движений.

Итак, речь пойдет об арабском танце, больше известном как танец живота, или «прекрасный танец», и о танго, известном обычно как аргентинское. Оба уходят в глубь веков и оба стали больше, чем просто танец, подобно тайцзи-цюань и багуа в Китае или капоэйре и самбе в Бразилии.

Арабский танец существовал и в доисламскую, и в дохристианскую эпохи, и даже до иудаизма. По неким смутным преданиям, он возник в Тибете 11 тыс. лет назад, в конце цивилизации Хиттида. Это была воинственная цивилизация, и поначалу танцы были частью мужских воинских ритуалов. По другим сведениям, танец зародился в Древнем Египте 2,3 тыс. лет назад. Он был частью ритуалов, связанных с культом богини земли Исиды — символа женского начала, плодородия, материнства и деторождения. Танец был формой взаимодействия женщины с землей, носительницей женских энергий и вибраций. Примерно за 300 лет до появления христианства его узнали жители Малой Азии и Аравии.

Танго более молодой, но также мировой танец — и по распространению, и по происхождению. Его название — африканское, музыка и движения — креольские, а современную форму он обрел в портовых кварталах Буэнос-Айреса во второй половине XIX века. Но зародился он примерно в тех же местах, что и арабский танец. Испанские мавры танцевали его еще в XII веке, потом танго переняли цыгане, которые завезли его в Аргентину: там андалузское танго смешалось с кубинской хабанерой и аргентинской минолгой — так, в смешении культур, возникло креольское танго.

Примерно к V в. н.э. арабский танец стал известен во всех странах Востока, а также в Африке и Европе (Испания, Италия). Но он уже в значительной мере потерял свой эзотерический и ритуальный смысл, став чем-то вроде первой версии стриптиза. Время возникновения и расцвета ислама совпало с распространением гаремных отношений, и танец живота стал исполняться для привлечения внимания мужа-господина. Ведь, как утверждают апологеты исламского многоженства, в те времена было немало вдов, чьи мужчины гибли в бесконечных войнах. Это стало дополнительной причиной для превращения танца в средство борьбы за мужчину.

Если танец соблазна не находил отклика у господина, то жены танцевали его для любовников, несмотря на строгую стражу евнухов. К Х веку этот вариант танца почти полностью вытесняет прежние. Женщины разных стран самостоятельно добавляли в него обольщающие элементы из народных и ритуальных танцев, соревнуясь в открытости и силе сексуального призыва.

А в Х — ХII вв. арабскими танцами с несколько неожиданной стороны заинтересовались и мужчины — стали преподавать их женщинам как учителя и мастера. Танцмейстеры не покушались на классические движения, но разбавили их некоторыми па из китайских и таиландских ритуальных танцев. Казалось бы, чисто женский танец получил прививку мужского начала, стал жестче и агрессивнее.

В танго основной вопрос женской жизни решался иначе: взаимодействие с мужчиной в нем равноправное и даже соперничающее.

Неспроста его называют танцем, где от любви до ненависти даже не один шаг, а полшага. Возможно, оттого, что это долго был веселый легкий танец обитателей бараков, публичных домов и таверн. Он был парный, но раздельный, и породить его могла лишь смесь ностальгий: безудержности гаучо, одиночества солдата, тоски эмигранта.

К концу XIX века танго эволюционировало из креольского в аргентинское, в котором партнеры двигались, обняв друг друга за плечи. Мужчины задавали тему, а женщины вдохновляли и пробуждали желания. Более медленным и чувственным танго стало лишь в начале XX века, когда в оркестре появился аккордеон, придавший музыке драматизм.

В отличие от арабского танца, где женщина полагалась исключительно на собственное искусство обольщения, танго изначально напоминало любовную картинку обхаживающих друг друга птиц. Оно перевернуло все представления о том, что можно, а чего нельзя в танце. Игра бедрами, томные выгибания дам в руках кавалеров и взгляды в упор, внезапные смены направления, рискованные переплетения ног, вплоть до вторжения обтянутой черным чулком ноги на высокой шпильке меж мужских колен...

Не случайно император Германии Вильгельм специальным указом запретил офицерам танцевать этот танец. Понадобилось специальное разрешение Папы Римского, чтобы считавшийся дотоле дьявольским танец вошел в моду по всему миру.

Арабский танец не принадлежит какой-либо одной ближневосточной стране. Скорее он является смесью движений, жестов, ритмов, мелодий и элементов костюма, принадлежавших разным культурам и историческим периодам. Сегодня известно до 50 его видов, культивируемых в 8 крупных школах (турецкая, египетская, пакистанская, ботсванская, таиландская, бутанская, аденская и иорданская), а также во множестве мелких.

Турецкая версия, например, более эротична и артистична — считается, что таковой ее сделала конкуренция в гаремах. В ресторанных представлениях можно увидеть именно эту, зачастую еще более экзальтированную версию.

Ливанская школа считается промежуточной, то есть пытается соединить сакральное и чувственно-артистическое. Лишь иорданская школа развивает направление — танец для своего мужчины. В остальных доминируют открытая сексапильность и борьба за мужское внимание и энергию.

Так было не всегда. Арабский танец в первом тысячелетии исполнялся только в вечернее время женой и только для своего мужа. В индивидуальном танце для любимого женщина языком жеста и движения говорит, что она готова всегда быть для него столь же огненной, игривой и привлекательной. И доселе замужняя женщина в арабском мире не может демонстрировать себя на людях — она может танцевать только для своего мужчины. Ведь всем известно, что арабские женщины, как и все прочие, прекрасно управляют мужчинами, только более тонкими способами. Например, лица и руки действительно закрыты, но при этом ткань полупрозрачна. Впрочем, для своего мужчины она может танцевать и обнаженной.

Танго подчеркнуто более демократично и непокорно — ироничное, насмешливое, роковое, близкое к фольклору. Его долго считали танцем простолюдинов. Лишь в конце XIX века, будучи усовершенствованным парижскими хореографами, оно быстро распространилось по всему миру в качестве салонного и эстрадного танца. И в Европе, надо заметить, подутратило свой пламенный характер: выражение лиц обрело бесстрастность, в современной манере исполнения сохранились только колебания корпусом.

Однако танго допускает бесконечные вариации и импровизации согласно характеру каждой страны. Неизменным остается только ритм, в котором живут аргентинцы — ритм сердца, четкий, отрывистый, синкопированный, обычно 136 ударов в минуту.

Именно ритм, а также особая мелодраматическая интонация и энергия всепоглощающих чувств сделали танго эстетической моделью жизненного поведения аргентинца. В Буэнос-Айресе его танцуют повсюду — в кафе, на домашних вечеринках и улицах, на площади.

Танго. Дуэты и трио обычно сопровождаются игрой аккордеонов, концертино и бандонеона — инструмента, похожего на баян.

И к танго, и к арабскому танцу вполне применима арабская пословица «Женщина танцует так, как любит». Цель арабского танца — не только познать себя и свои возможности, но и найти мужчину, продемонстрировав ему лучшие эстетические и физические стороны своего естества. Это своего рода квинтэссенция женских танцев, в которых непременны извивы талии, виляния и покачивания бедер.

Изначально танец живота был направлен на понимание земного ритма, который воспринимается женщиной в первую очередь маткой. В египетском танце и доныне преобладают мелкие вибрации, полная расслабленность и медитативная погруженность в себя, вытянутость к небу и ограниченность передвижений. Женщина училась посредством танца наполняться энергией, укреплять свой дух, лечить болезни. Сейчас такое понимание танца сохранилось лишь в некоторых районах Марокко, Египта и Алжира, где условия развития общества не мешали женщине сохранять функцию связи с божественным началом.

Прекрасный танец сегодня — это связь с мировым женским началом, источник магической женской власти над мужчинами.

Власти не ради нее самой — ведь женщина может перейти на новый духовный уровень только вслед за своим мужчиной. Если любимого нет, то есть ритуалы его заказа. Для любовного приворота достаточно представить, что танец танцуется именно для определенного мужчины. Не зря же говорят, что любовь к танцу — это промежуточная форма любви между мужчиной и женщиной.

Если же мужчина есть, то нелишне гармонизировать с ним отношения. Для этого женщине нужно наладить связь с женщиной внутри себя. В гармоничной женщине соотношение женского начала инь и мужского ян составляет примерно 7 к 3. Но в нынешнем мире, где женщине требуется быть сильной, на ее долю вынужденно приходится гораздо больше мужской энергии. Танец помогает вернуть естественную гармоничную пропорцию.

В танго энергетическая практика происходит по-иному, более всего она похожа на постоянное вытягивание единой нити.

Взаимодействие инь и ян происходит в виде смешения пространственных и временных сфер, внутреннего и внешнего. По форме этот танец — приглашение, встреча, он философичен, нежен и страстен, прост и сложен одновременно. Партнеры отражают друг друга, их энергии связуются через зрение, слух, касания кистями, грудью и лицами. Слушание друг друга сопровождается тонкой игрой и плетением узоров ногами, перехватыванием и продолжением движений. Оба наслаждаются радостью этой игры.

Несмотря на видимую сложность арабского танца, специальной подготовки для его освоения не требуется. Движения разучиваются поэлементно и лишь затем скрепляются нежной волной тепла и вдохновения. Тонкая пластика рук, царственно выдвинутый мысок стопы, грация бедренных изгибов и сила их ударов всецело подчинены ритму. В фольклорных разновидностях танца он порой учащается до стука копыт скакуна. Движения торса описывают трехмерную восьмерку, а живот вибрирует с такой частотой, что какое-то время вы не можете думать ни о чем другом, кроме разгадки этой тайны. Секрет состоит в передаче «трясок» от скрытых тканью юбки мышц ног. Поэтому, кстати, легкая полнота идет танцовщицам только в плюс.

Танго же довольно трудно выучить, изучая только структуру шагов и положение тела: это не набор структур, но и не хаос. Обучение начинается с абсолютного покоя: мысли не соприкасаются, происходит лишь пересечение чувств и энергий, ощущаемых как предчувствие движения. Движение ног — главное в танце: шаги образуют фигуры, которыми в дальнейшем партнеры импровизируют. Основной шаг — скользящий, с секундными остановками и продвижением, или, как его называют, аргентинский. Его называют также «шагом краба» в связи с характерной манерой бокового движения, придающего фигурам особую гибкость.

Форма танца во многом зависит от правильной постановки ног: ступня ставится мягко. Женщина использует подъем на полупальцы, что требует четкой координации движений коленей и ступней. Ноги танцоров движутся синхронно, соблюдая единую линию. Колени расслаблены и немного согнуты. В момент выполнения широкого шага они почти выпрямлены, но не напряжены. Спина немного отклонена назад, голова слегка откинута и повернута влево. В танго также нередко используются противоположные движения корпуса в плечах и бедрах. Важно следить за свободной манерой держаться, соблюдать осанку, держать позвоночник натянутым.

Танец требует контроля над всем телом, а также над дыханием, равновесием, эмоциями. Немаловажны положение головы, плеч, корпуса, движение рук и кистей, талии и бедер, позиция ног и ступней.

Наряды обоих танцев историчны и функциональны. Танго женщина обычно танцует в красивом прямом открытом платье с глубоким разрезом, которое не сковывает свободу движений. Мода на юбку из двух полотнищ, равно как и юбку-брюки, порождена танго. Она танцует в туфлях на каблуках, а если босиком, то на носках, чтобы пятка не касалась земли. Это создает легкость, женщина соединяется с пространством и будто отрывается от земли.

Танцовщицы прекрасного танца одеты более экзотично: обычно это длинные суженные юбки и высокий пестрый лиф, иногда косой набедренный платок, состоящий из множества серебряных монет. Во время танца они издают тонкий мелодичный перезвон, словно поток сокровищ. Обнаженной остается только собственно талия и начало бедер. Это дает возможность танцовщице почувствовать себя именно женщиной, нарядной и желанной. Не нами замечено, что радость танца отражает первичную живую радость ухаживания.

Критики танца живота утверждают, что в наше время он под влиянием коммерциализации в значительной степени мутировал.

Ведь акцентируя его чувственную сторону, танцовщица невольно-провоцирующе дает обещания, которые потом не может выполнить.

При этом страдает и женщина, ее природа. Не случайно с танцовщицами случаются несчастные случаи, попытки насилия, травмы, женские болезни и т.п. Иногда шутки ради ресторанные затейники рисуют на животе исполнительницы схему пищеварительных органов. Духовное и физическое совершенствование требует других подходов.

В лучших школах арабского танца женщины разучивают движения не путем зубрежки и не придумывают их от ума. В процессе действа происходит спонтанное рождение танца из недр тела. Танец превращается в игру и увлекательное познание его возможностей.

Раскручивающие и раскачивающие движения производят массаж стоп. Постепенно все тело настраивается на определенный ритм, а обычно закрепощенные кости таза приобретают легкость движений, сравнимую с вращением шара. Поток поднимается выше, раздвигая суставы тела и заставляя тело произвольно двигаться. Бедра, грудь, голова катаются, как в масле, исполняя танец-массаж внутренних органов. В этом проявляется эффект маятника — силы тратятся только на поддержание движения, и возникает ощущение, что тело движется само.

Чтобы волна свободно пробегала по всему телу, нужно сбросить все ненужные напряжения, поэтому исцеляющее воздействие танца используют в телесно ориентированных психопрактиках. Возникает ощущение гармонии хорового пения, радости и обострения физических чувств. Во время танца женщина нередко улыбается «внутрь», словно Будда.

Танго гораздо более экстравертный танец, напоминающий своего рода захватывающее круговое путешествие. Корпус партнера немного развернут. Он кладет правую руку на талию партнерши, а левую отводит назад или берет правую руку партнерши в свою. Именно работа нижней части тела позволяет наполнять энергией ноги и соединять ее с другими частями тела. Форма перемещений не очень сложна: партнеры играют ногами, открывая все новые вариации движений и позволяя круговым диагональным движениям вовлекать себя в те или иные направления. И в конце концов вернуться к тому же месту, откуда начали.

Очищенный от манипуляции арабский танец становится действительно прекрасным и даже лечебным. Он эффективно лечит спайки кишечника и внутренних органов, возникшие после серьезных травм. В традиционной медицине есть понятие «неконтролируемые мышцы», которые было бы точнее назвать интимные. В танце они используются для возбуждения половой системы и помогают провести исцеляющие оргазмические пульсации по всему телу, открывая возможность протанцевать беспокойство, тоску, страх, страсть, обиду и в итоге испытать блаженство освобождения от напряжения и радость полета.

Эротичность танго несколько иного рода и лучше объяснима с тантрических позиций. Танцующая женщина всегда была тесно связана с силой посвящения и половой энергией. Во многих храмах Древнего мира танцовщицы передавали в движениях самую суть эротизма. Многие из них становились влиятельными жрицами — считалось, что танцующая женщина обладает силой полового омоложения и даже обладает властью над жизнью и смертью.

Дуальная природа танго позволяет более естественно регулировать энергетические соотношения пары. Женщине в танго принадлежит особая роль. Она обыгрывает ось, которую держит для нее мужчина, украшает, закручивает вокруг энергетические спирали. Она всегда расслаблена и податлива, всегда внутри. Она слушает мужчину, идет за ним, тянется к нему. Он — ее опора, ее ведущий. Женщина слушает мужчину грудью и кистями — это их точки соприкосновения. Грудью она слушает его сердце, сердце разжигает огонь...

Управляя собой и своими половыми центрами, женщина закручивает их энергию, создавая поднимающийся энергетический вихрь. Именно от ее особой силы будет зависеть умение пары трансформировать энергию, поднять ее, расстелить в пространстве и на земле. Мужчина остается как бы прикованным к земле, это его стихия. Чуть согнутые колени создают впечатление укорененности, а верхняя часть тела спокойна в движении. Ноги движутся, словно скользя по льду. Ступни же женщины подобны ветру, их движение создает энергетические вихри. Она подтягивает ногу — и сразу же отступает, уходит — и сразу возвращается. Резкие и непредсказуемые движения создают неповторимый колорит танца.

Энергия женщины в танго обязательно должна идти вверх — это условие ее грациализации. Движение по спирали вытягивает энергию, открывает ее, что очень важно — ведь именно женщина создает условия для объединения мужской и женской энергии. В танго все основано на постоянном изменении — оно проявляется как закрытие и открытие партнеров друг другу, как наступление и отступление, чередование жесткости и мягкости. Двигаясь и изменяясь, партнеры постигают внутреннее движение энергий. Наступление — шаг вперед — это энергия ян, она немного агрессивна. Уступка — шаг назад, это уравновешивающая энергия инь. Взаимопонимание объединяет. Танго иногда напоминает парную форму тайцзи.

Арабский танец более самодостаточный, с поправкой на эпоху его можно даже назвать феминистским — он сам по себе дарует каждой женщине красоту, силу и здоровье. Юной женщине он помогает раскрыться, зрелой — остаться молодой. Умея управлять своим физическом телом, женщина становится прекрасна, как цветок — пышущий, ароматный, манящий, притягивающий.

Исследователи установили связь между многими движениями танца и движениями при деторождении, что указывает на его базовую функцию поддержки жизни. Эти естественные движения упражняют глубокие мышцы, формирующие гибкую талию и укрепляющие внутренние органы чрева, где зачинается и создается дитя. Через язык, ритуал и яркое представление танец дает возможность почувствовать женщине свое тело, научиться относиться к нему с любовью и уважением. И, конечно, поделиться радостью вибраций с любимым мужчиной.

Танго богато тонкими внутренними переживаниями, но в то же время прекрасно смотрится извне. Это своего рода медитация движений, в которой также осознаются гармония, радость, тонкая духовность. В ней женщина может гармонично развиваться и работать со своей энергией — она должна научиться танцевать свою жизнь. Это очень гармоничная практика как для женщины, так и для мужчины, в ней, как в акте любви, происходит пробуждение и слияние их начал. Именно поэтому танго остается одновременно и классикой, и ретро, и современным танцем. Романтический и любвеобильный, танго, как и вальс, стал своеобразным символом XX века.

Но и арабский танец еще не сказал последнего слова. Его эзотерическая сущность объединяет в себе различные духовные практики мира: китайский ци-гун, индусскую йогу, динамическую медитацию Ошо. Танец живет и как чистое удовольствие красоты, здоровья, молодости. Его открытая пластика делает женщину по-настоящему желанной и естественно сексуальной — женщиной-богиней. Ведь для женщины главное — осознать, что она единственная и неповторимая. А для этого нужно вдохновить на понимание этого мужчину.

Как и язык телодвижений, язык танца — это некие универсальные символы, по которым можно «прочитать» эмоциональное и энергетическое состояние человека (например, через открытые и закрытые позиции тела). Есть движения, имитирующие значимые действия, то есть, по сути, пантомима, а есть более абстрактные, передающие состояние в чистом виде. В арабском танце и танго есть и то, и другое. И для обоих справедливо еще одно: настоящий танец рождается лишь тогда, когда тело, сознание и энергия находятся в гармонии и развиваются как единое целое.

Танцевать — это не значит только хорошо и красиво двигаться посредством отточенных движений. Тело — лишь инструмент, оно задает динамичную форму, но ее необходимо наполнять, придавать суть и содержание. Только тогда начинается процесс внутреннего развития, процесс бесконечный. И именно тогда танец наполняется жизнью, а жизнь превращается в танец.

Дмитрий ШАРКО


Такой тренажер, как беговая дорожка, чаще всего используется для похудения. А еще это эффективный кардиотренажер, занятия на котором помогают укрепить сердечнососудистую систему. Многие люди задаются вопросом, как бегать на беговой дорожке, чтобы получить максимальный результат.

Не нужно иметь особой физической подготовки, чтобы начать занятия с этим снарядом. Понятно, что на первых порах даже небольшая нагрузка может оказаться для вас ощутимой, а потому тренировки будут недолгими. Но со временем сердечная мышца и дыхательная система «подстроятся» и научатся еще и не такое выдерживать. Не случайно на базе этого спортивного снаряда был разработан орбитрек, движения на котором воспроизводят уже не технику бега, а ходьбу на лыжах. Некоторые поклонники беговых дорожек даже надевают на ноги специальные утяжелители, а в руки берут гантели для того, чтобы заставить свои мышцы работать «на полную катушку».

Беговые дорожки полезны тем, что позволяют продлить молодость. Этот чудесный эффект обеспечивается за счет интенсивного обогащения организма кислородом, которое происходит во время тренировок. Бег на беговой дорожке в определенной ситуации может принести даже больше пользы, чем бег для здоровья на открытом воздухе. Ведь на улице вы не будете бегать с утяжелителями на ногах.

Простые правила
1. Занятия рекомендуется начинать не с бега, а с ходьбы. Десять-двадцать минут в умеренном темпе подготовят организм к более сильной нагрузке. Если у вас во время интенсивного движения потеют ноги, присыпьте их предварительно тальком и наденьте хлопчатобумажные носки.

2. Угол наклона беговой дорожки не стоит сразу поднимать слишком высоко. Сначала немного побегайте по ровной поверхности, затем каждые 5-10 минут увеличивайте угол на 5 градусов. Особенно стоит обратить внимание на этот момент людям, которые начали заниматься бегом недавно.

3. Если вы тренируетесь на беговой дорожке с целью сбросить лишний вес, то вполне достаточно будет 2-3 тренировок в неделю. При ежедневных занятия вы будете сильно уставать, и сама мысль о том, что опять нужно бегать, может приводить вас в уныние.

4. Не подходите к тренажеру, если не хочется – занятия «через силу» никому еще пользы не приносили.

5. Старайтесь избегать перед занятиями употребления кофе – не нужно лишний раз «встряхивать» сердечнососудистую систему, она и так во время бега получит весомую нагрузку.

6. Бег по утрам заряжает хорошим настроением на целый день, но к этому делу нужно приступать только тогда, когда организм окончательно проснется (лучше всего примерно через 20 минут после пробуждения).

7. Если вы чувствуете, что усталость наступает слишком быстро, чередуйте бег с ходьбой, соблюдая интервал в 3-5 минут.

8. На начальных этапах продолжительность тренировок может составлять всего 15-20 минут, а впоследствии ее можно увеличить до 40-60 минут.

9. Желательно бегать на беговой дорожке в специальной спортивной обуви – кроссовках или кедах: таким образом, значительно снижается риск повреждения голеностопных суставов.

10. После пробежки примите контрастный душ – он лишним не будет.

Вероника Жулебина




Фитнес и бодибилдинг ©2011-2018г. Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://fitbild.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена
Администрация сайта благодарит Вас за посещение нашего сайта.

Яндекс.Метрика