Главная БОДИБИЛДИНГ ФИТНЕС ПИТАНИЕ ДИЕТЫ И ПОХУДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА АНАТОМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
Логин:  
Пароль:
Тренинг Целлюлит Аквафитнес Мотивация и советы Бодифлекс ФАРМАКОЛОГИЯ Калланетика Советы профи НОВОСТИ
Реклама
Лайя-йога — один из видов йогической практики. В переводе с санксрита "лайя" означает "растворение", т.е. достижение такого состояния, когда сознание практикующего (йогина) избавляется от двойственности (ещё называется недифференцированное существование) и в конечном итоге объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Лайя-йога считается наивысшей, завершающей "колесницей" среди других учений, но не в том смысле, что она их превосходит, а в том, что учение Лайя-йоги находится вне них, не связано условностями и формальными концепциями. Принципы, которых придерживается Лайя-йога, являются основополагающими и их разделяют практически все религиозные конфессии, стремящиеся к познанию истины — индуизм, буддизм, сикхизм, даосизм, христианство, ислам. Например, в христианском исихазме подобные практики называются "умное делание", в суфизме — "погружённость в экстаз", в дзэн — "алогичные выпады" и т.д. Среди мастеров, практиковавших Лайя-йогу, были представители различных вероисповеданий — Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горакшанатх, Нанак, Кабир.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Вот несколько цитат, размышление над которыми позволяет увидеть суть пути Лайя-йоги:

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием" (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).

"Исполненное ясности тысяч светил, не загрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом" ("Махавакья-упанишада", 6).

"Я никогда не был рождён, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишённый каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита", 1.59, 1.60).

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий. Происходит вхождение в состояние живого присутствия — вне концепций и мыслей. Это невозможно передать при помощи знаков и слов. Конечной целью Лайя-йоги является достижение — саруба-самадхи. Это состояние божественного света, великий переход к одному из четырёх тел:
- Шудха-дэхам — бессмертное и нестареющее тело, освобождённое от кармы, не нуждающееся в сне и еде;
- Пранава-дэхам — бессмертное тело, которое невозможно осязать, можно только увидеть;
- Джняна-дэхам — чистое и бесконечное сознание;
- Дэва-дэхам — полное единство с Брахманом (Абсолют), йогин в этом состоянии не имеет фиксированной формы, эмманируется в бесчисленных телах.

Учение Лаяй-йоги ещё называют учением "трёх свобод", так как оно подразумевает достижение подлинной свободы в проявлениях тела, речи и сознания. Тело становится свободным от внешних ритуалов, поклонений, искусственных норм поведения. Энергия речи освобождается от мантр, молитв и песнопений. Сознание получает свободу от различных доктрин, теорий и постулатов.

История Лайя-йоги
Согласно Упанишадам и другим первоисточникам, 250 тысяч учений Лайя-йоги были поведаны Адинатхом (Богом Шива) сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху через откровения. В "Гхеранда Самхите" учитель Гхеранда утверждает: "Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения [лайя-амрита] и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко" ("Гхеранда Самхита", 7.22). Изначально Лайя-йога не являлась самостоятельным учением, среди других видов йоги, а была их высшей ступенью, своеобразной кульминацией. Знания Лайя-йоги в дальнейшем передавались великим просветлённым Кабиру, Гопичанду, Нанаку (основатель сикхизма), Нагарджуне и др. В буддийских текстах упоминается, что Будда практиковал Лайя-йогу, согласно наставлениям своего учителя Удаллака.

Спонтанность и созерцание
Практики Лайя-йоги заключаются в спонтанности, мгновенном самоосвобождении тела, речи и мыслей. Отключение ума, располагающегося в головной чакре, позволяет организму действовать без диктата сознания, отдаться управлению Бога. Внешне это может выглядеть, к примеру, как спонтанный танец в состоянии медитации (латихан). Одной из практик Лайя-йоги является биолокация. Это трактуется как передача Лайе своей руки, в которой находится биолокационная рамка. Под управлением божественного рука при помощи рамки может найти воду под землёй, провести энергетическую диагностику организма и т.д. Существует практика спонтанного рисования, когда рука не под контролем ума самостоятельно водит карандашом или кистью. Также можно достичь способности написания текстов в подобном состоянии.

В связи с тем, что Лайя-йога является глубокой внутренней практикой, то необходимо помнить о мерах безопасности, так как идёт активная работа с энергией (кундалини). Это трудный и сложный процесс, так как с одной стороны, ученик стремится к высшим духовным знаниям, а с другой, под влиянием своего эго, цепляется за старые структуры, которые уничтожаются кундалини. Чтобы смягчить этот переход существуют различные техники в Лайя-йоге. По большей части речь идёт о медитативных практиках, в том числе визуализирующих растворение различных недоработок (ревность, зависть, ненависть, страх и т.д.). Также применяются вспомогательные средства звук (нада), янтры (формы).



Вес тела в основном определяется балансом калорий – количество калорий, которые мы сжигаем против тех, которые мы потребляем с едой. Поэтому чтобы похудеть, необходимо увеличить свою активность и/или ежедневно меньше есть.

Вес и калории
Килограмм жира равняется примерно 7000 калорий. Для того чтобы за две недели сбросить килограмм веса вам необходимо расходовать на 7000 единиц больше, чем вы съели за эти две недели. Это достигается за счет большей физической активности или за счет уменьшения количества еды или за счет того и другого одновременно.

Снижение веса на 1 килограмм за две недели это вполне посильная задача, поэтому если вы хотите добиться таких результатов, используйте комбинацию одновременного увеличения активности и уменьшения еды.

Как сжигаются калории
Вес тела, помноженный на дистанцию, равняется энергии, которая расходуется при ходьбе. Время ходьбы играет менее существенную роль по сравнению с дистанцией. Конечно, если вы увеличите скорость и будете проходить километр за 10 минут или менее, вы израсходуете гораздо больше энергии в пересчете на один километр по сравнению со спокойным шагом. Но для начинающих лучше заняться увеличением дистанции, прежде чем ходить на скорость. Для ориентировки принято считать, что обычный человек весом в 80 килограммов сжигает за один километр примерно 60 калорий.

Разные стили ходьбы
Если вы идете очень медленным шагом, вы тратите больше энергии по сравнению с обычным шагом, потому что при медленной ходьбе ваше тело практически останавливается на каждом шаге и вам требуются дополнительные усилия, чтобы стронуть тело с места, так как теряется эффект инерции. С другой стороны, если вы идете очень быстро, у вас в этот момент задействованы большие группы мышц, включая руки, которыми вы размахиваете, чтобы сохранять баланс. Эти дополнительные группы мышц сжигают дополнительную энергию при каждом шаге. Во время бега сжигается еще больше калорий, потому что бег представляет собой мини-прыжки, во время которых вам приходится понимать свое тело вверх, на что затрачивается дополнительное количество энергии.

Снижение веса
Для того, чтобы сбросить избыточный вес и сделать так, чтобы он не возвращался, необходимо двигаться. Ежедневные пешие прогулки в среднем темпе в течение 30-60 минут позволят вам избавиться от жировых запасов, укрепят мышцы и увеличат метаболизм. Ежедневные часовые прогулки снижают риск сердечнососудистых заболеваний, рака молочной железы, диабета и инсульта. Постарайтесь выделить час в своей занятой жизни, чтобы позаботиться о своем здоровье.



Основным действующим веществом табака является никотин - алкалоид, способный возбуждать некоторые отделы парасимпатической нервной системы. Парасимпатическая нервная система - часть вегетативной (и нервирующей внутренние органы) нервной системы. Ранее считалось, что активизация парасимпатической нервной системы приводит к усилению анаболических процессов в организме. С этой точки зрения никотин не считался чем-то уж очень вредным для организма. Было доказано, что чистый никотин в малых дозах при однократном введении повышает работоспособность улучшает память и обладает общим стимулирующим действием.


Среди различных болевых синдромов боли в спине лидируют. Многие люди испытывают не только физические мучения, но и серьёзные социальные проблемы, так как теряют трудоспособность. Как снять боль в спине? Препаратами первого ряда являются нестероидные противовоспалительные препараты. На первом этапе нужно принимать препараты с наибольшим болеутоляющим действием (диклофенак, вольтарен, кетонал), а затем – с наибольшим противовоспалительным эффектом (нимесулид, мелоксикам, целекоксиб).

Лечебная гимнастика при болях в спине может ускорить результат, она также может применяться для профилактики обострений. Основная задача лечебных упражнений – улучшение кровообращения в позвоночном столбе, укрепление мышц спины, создание прочного «мышечного корсета». Начинать занятия следует с простейших движений. Для избежания травматизма во время занятий увеличивайте амплитуду движений постепенно и НЕ ФОРСИРУЙТЕ НАГРУЗКУ.

Если преследует боль в шее и спине, можно выполнять небольшой комплекс упражнений для грудного и шейного отделов позвоночника:
- Исходное положение (и.п.): сидя на пятках, верхняя часть туловища наклонена вперед, лбом прижаться к полу, руки на полу рядом с бедрами. Выполнение: вытянуть руки через стороны по возможности дальше вперед, таз при этом остается прижатым к пяткам. Сделать 2-3 цикла дыхания, повернуть голову набок и опустить её на пол, приподнять таз. Вернуть голову и таз в исходное положение, снова опереться на лоб. Вернуть руки в исходное положение.

- И.п. – на коленях, верхняя часть тела с вытянутыми вверх руками наклонена и опущена вперед, на пол, таз находится прямо над пятками. Выполнение: отклоняйте грудную клетку поочередно вправо и влево. Таз и руки при этом остаются посередине, на месте.

- И.п. – в положении сидя по-турецки, ладони рук на макушке, локти развернуты в стороны, немного прогнуться назад. Выполнение: наклонить голову и шею вперед, локти по-прежнему в стороны. Задержаться в этой позиции на 8-10 циклов дыхания, оставляя спину в исходном положении.

- И.п. – лежа на спине, кисти рук на затылке, локти в стороны. Ноги согнуты под тупым углом. Выполнение: направить локти вверх, подтянув подбородок к шее, слегка приподняв голову с помощью рук. Задержаться в этой позиции на 8-10 циклов дыхания. Медленно вернуться в положение лежа.

- Исходное положение (и.п.): лёжа на спине, ноги согнуты под тупым углом, ступни упираются в пол. Выполнение: нижнюю часть крестцовой области прижать к полу, затем таз приподнять. Сохранить это положение на протяжении 2-3 циклов дыхания. Вернуться в и.п. Повторить 5-10 раз.

- И.п. – лёжа на спине, ноги поднять вверх и согнуть в коленях, колени обхватить руками. Выполнение: согните руки, прижмите колени к груди, слегка отпустите и снова потяните колени на себя. Сосредоточьте внимание на вытягивание области крестца.

Если же болит низ спины, можно использовать малый комплекс упражнений для поясничного и крестцового отдела позвоночника:
- И.п. – лёжа на спине, ступня одной ноги лежит на колене другой, рука лежит на колене согнутой противоположной ноги. Выполнение: потянуть рукой колено в направлении к полу со стороны противоположной ноги, а голову в это время повернуть в обратную сторону. Оба плеча прижаты к полу. Задержитесь в этом положении на несколько циклов дыхания, при этом попытайтесь полностью расслабиться. Это золотое упражнение на скручивание помогает снять боль и укрепляет позвоночник.



В беге с ускорением скорость возрастает постепенно с легкой трусцы до быстрого спринта. Задача состоит в том, чтобы большую часть дистанции бежать не в полную силу. В результате мышцы не будут перенапрягаться.

Обычно начинают с забегов на 30-50 м и постепенно увеличивают до 80-120 м. Сначала наращивают скорость за счет длины шагов и лишь потом - за счет их убыстрения. Даже при самой высокой скорости старайтесь бежать расслабленно. Пробегайте с максимальной скоростью 20-25 м. Затем с минимальным напряжением сил удерживайте достигнутую скорость, а потом медленно заканчивайте бег.

Бег с ускорением на дистанции, поднимающейся в гору, хотя и требует напряжения сил, но хорошо развивает скорость. В серию можно включать 3-5 пробежек.

Развитию быстроты помогают и рывки - энергичные движения тела после покоя или бега в медленном темпе. Рывок представляет собой разновидность старта. Поэтому с его помощью хорошо осваивать низкий старт. Особенно эффективны для этого рывки с места. Повторяйте их почаще.

Если поблизости от дома есть лес или парк, где можно выбрать подходящую трассу. Будет неплохо, если на пути окажутся подъемы и спуски, небольшие естественные препятствия, через которые можно легко перепрыгнуть. Кроссовый бег должен доставлять удовольствие. Его легко можно превратить в игру. Например, впереди показался пригорок, перед ним можно немного прибавить темп, а, вбежав на него, расслабиться, бежать без усилий, свободно. Во время бега по пересеченной местности организм учится реагировать на каждое изменение скорости. А умение регулировать скорость на дистанции, очень важно в тактической борьбе на соревнованиях.

Если вы только начали заниматься бегом, то на каждой тренировке следует пробегать не менее 5 км. Постепенно, по мере того как будете втягиваться, дистанцию можно увеличить до 10-12 км.

Как определить, достаточно ли сегодня пробежали? Для этого надо учиться прислушиваться к своему организму. После того как почувствовали, что устали, можно пробежать еще 5-6 мин в том же темпе или чуть медленнее, а затем перейти на ходьбу. Таким образом, можно получить необходимую нагрузку.

Прежде чем начать основную кроссовую работу, нужно подготовить к ней организм, размяться. Разминка будет заключаться в том, что первые 2-3 км надо пробегать со скоростью ниже основной.

Кросс может быть переменный и темповой.

При переменном кроссе пробегают дистанцию с различной скоростью. Например: тихо-быстро-медленно-очень быстро и т. д. вариантов можно придумать много.

Темповой кросс - это бег со скоростью, близкой к соревновательной. Обычно второй отрезок дистанции необходимо пробегать со скоростью более высокой, чем первый.

Для начала достаточно заниматься 3 раза в неделю. Когда почувствуете, что успеваете восстановиться после предыдущей тренировки полностью, можно перейти к пяти тренировкам в неделю.



Павана - это медленный и плавный танец, мужчины танцевали, не снимая накидок и шпаг. Павана (pavana (испанский и итальянский) - от латинского Pavo - павлин) - танец, распространённый в 16 веке в Европе. По одной из версий павана, или "падуана" (padovana - ит.) появился в г. Падуя; по другой танец испанского происхождения наименование которого связано с торжественным и горделивым характером танца. В начале 16 века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Для павана характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмической структуры, преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер - 4/4; 4/2, темп медленный.

Со второй половины 16 в. до конца 17в. павана существовала, как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми тремядольными танцами - гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного вариационного цикла в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве английских верджинелистов.

Бранль - более живой, похожий на котильон: дамы и кавалеры стояли в кругу, взявшись за руки, одна пара выходила из круга и делала фигуру, которую потом повторяли остальные. В "бранле с четками" или "со шляпой" кавалер надевал венок на выбранную им даму, целовал ее и вводил в круг. "Шляпа" переходила к следующему кавалеру, и новая пара начинала танцевать. К концу царствования Франциска I распространилась мода на новые танцы из Италии: вольта, куранта, гальярда, фиссе или фиссень. Быстрые движения в них некоторые сочли неприличными: женщины ответили критикам тем, что выдумали пояса и специальные калесоны (кальсонес грегоскос - широкие штаны до колен или выше колен во второй половине XVI века назывались "кальсонес греческие". Кальсоны были покрыты отдельными вышитыми или парчовыми полосками ткани, внизу собраны в узкую обшивку. Использовались дамами в основном для верховой езды. В XVI веке все штаны до колен назывались калесонами или кальсонами), позволявшие танцевать, не нарушая приличий. Бранль (branle (франц.) - качание, хоровод) - старинный французский танец, вначале народный, позже бальный. Был распространён во многих европейских странах под различными названиями (бран, брандо, браул). В 16 - 17 веках возникли многочисленные разновидности бранлей, отличавшиеся по хореографии, структуре, метру, ритму, темпу, в том числе "двойной бранль" (Dranle double), "простой бранль" (Branle simple), "весёлый бранль" (Branle gay) и т.д. Тогда же закрепилась традиция исполнения нескольких бранлей в виде сюиты. К началу 18 века бранль исчез из танцевальной и музыкальной практики.

Вольта - (итал. - volta, от voltare - поворачивать) - старинный парный танец, разновидность ГАЛЬЯРДЫ. Темп быстрый, размер трехдольный. Во 2-й половине 16 - начале 17 в.в. был популярен в придворном быту многих европейских стран, особенно во Франции и Англии, позднее вышел из употребления. Основной рисунок танца состоит в том, что кавалер проворно и резко поворачивает высоко в воздухе танцующую с ним даму, обнимая ее за талию. Нетрудно догадаться, что блюстителям морали танец этот казался излишне смелым, даже вызывающим. Тем не менее, он был любим, и исполнялся в 16 в. во всех европейских странах. Существует мнение, что вольта была любимым танцем королевы Елизаветы Английской, но наибольший успех она имела при французском дворе. Некоторые исследователи усматривают в движениях вольты, связанных с подъемом дам в воздух, прообраз будущей поддержки в сложной технике сценического танца.

Первое упоминания о танце, ритм которого составляет 3/4, датируется 1559 годом. В то время во Франции в провинции Прованс крестьяне танцевали подобный танец. Он был частью народной музыки и назывался Вольтой. Хотя Вольта по другим сведениям являлась итальянским народным танцем. Название танца произошло от итальянского слова "Вольта" (поворот).

Таким образом, даже в самом начале этот танец ассоциировался с кружащейся парой. В 16 веке Вольта стала одним из популярных танцев на королевских балах, проводимых в Западной Европе. Изначально ритм этого танца был 3/2, затем танец стал более медленным, его ритм уже был 6/4.

Фактически в этом танце нужно было сделать 5 шагов на 6 ударов. Во время танца, партнеры должны были танцевать в закрытом положении, партнерша должна была находиться слева от партнера.

Партнер обнимал партнершу за талию, партнерша опускала свою правую руку на плечо партнеру и держала подол платья в левой. Это нужно было сделать потому, что танец увлекал пару, партнеры как бы парили в танце.

Как и в любом другом танце, вращения выполняются вокруг партнера. Однако, нужно делать более широкие шаги. В норвежском вальсе партнер помогает партнерше делать шаги, как бы приподнимая её в воздух, тем самым он уравновешивает разницу в шаге мужчины и женщины.
Для того, чтобы выполнять такие па при исполнении Вольты, партнеры должны были находиться друг от друга на таком маленьком расстоянии, что многими стал осуждаться этот танец, а некоторые, даже, объявили его безнравственным. Именно поэтому Людовик XIII (1601-1643) запретил исполнять этот танец на балах.

Таким образом, хотя изначально и вальс танцевался на три такта, впоследствии его начали исполнять на 5 тактов. Один из первых документированных танцев датируется 1695 годом.

В 1754 году в Германии впервые появилась специальная музыка для исполнения "Waltzen" (Вальтзен). До настоящего времени не установлена точная связь между "Waltzen" (Вальтзен) и Вольтой. Но, согласно одной из теорий, эти танцы связаны между собой, так как слово "waltzen" на немецком языке того времени означало "вращаться или вращение".

В 1799 году Арндт писал, что партнерши подхватывают свои длинные платья таким образом, чтобы они не ложились на пол, и, соответственно они на них не наступали. Во время танца создается такое впечатление, будто бы оба партнера накрыты одним плащом, настолько близко они находятся друг к другу.

Таким образом, "Waltzen" (Вальтзен), как и Вольта был раскритикован. В 1797 году была издана брошюра под названием "Доказательства того, что вальсирование является главным свидетельством слабости тела нашего поколения".

Гавот - (фр. - gavotte, от прованс. - gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный французский танец. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В 16 веке термитом гавот обозначали последовательность нескольких двойных БРАНЛЕЙ, а также заключительную часть некоторых сюит бранлей. Схема танца - открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Во время танца вперед выходила ведущая пара, которая исполняла сольную вариацию. Когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов или поцелуй. В 17 веке стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер; около 1830 г. Вышел из употребления (сохраняется в провинции, особенно в Бретани). Типичная форма Г. 18 века - 3-частная da capo; иногда средней частью Г. является МЮЗЕТ.

Аллеманда (allemande (франц.) - немецкая; dance allemande - немецкий танец) - старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине 16 века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. В 17 веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную) и оркестровую сюиту в качестве первой части, стала торжественной вступительной пьесой в умеренном темпе.

Полонез - (от франц. danse polanaise - польский танец). Развился на основе направления "пешего"(chodzony) танца-шествия степенного, торжественного характера. Первоначально был четырехдольным, сопровождался небольшим инструментальным ансамблем. В 18 веке распространился по всей Европе. Полонезом открывались торжественные танцевальные вечера и придворные балы. В процессе эволюции стал трехдольным (goniony). Полонез сыграл огромную роль в формировании национальных черт польской профессиональной музыки. Вершина развития полонеза - произведения Ф.Шопена. В его творчестве полонез эволюционировал от танца к романтической поэме.

Краковяк (krakowiak (польск.) - польский народный танец. Упоминается уже в 14 веке. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк называли "большим танцем", так как он имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени танец стал более разнообразным, сохранив, однако, двудольность. На рубеже 18-19 веков стал самым популярным народным танцем в Польше и имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Образцы: Ф. Шопен , М.И. Гланка (краковяк из оперы "Иван Сусанин").

Контрданс (contredanse - деревенский танец, от английского ) - старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 году. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (lonqways) танцующих. Музыкальные размеры - 2/4 и 6/8. В 17 веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, и получил наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса (в противоположность придворным танцам) сделали его в 18-19 веках популярным в Европе (в том числе и в России). Возникли многочисленные разновидности контрдансов: кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К середине 19 века контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия).

Менуэт (menuet (франц.) - от французского menu - маленький, мелкий; menu pas - маленький шаг) - старинный французский народный танец. Произошёл от так называемого "Бранля Пуату" (народный хороводный танец провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем (ок 1670 г.). Музыкальный размер 3/4. В России менуэт появился в начале 18 века. (Менуэт танцевали на ассамблеях Петра I).

Как самостоятельная инструментальная форма менуэт первоначально складывался из 2-х частей по 8 тактов с повторением каждой части (Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен). В процессе усложнения формы возникли 3-х частные менуэты - menuet da capo (в сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя). Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен вводили менуэт в оркестровые циклы и в произведения камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). У Й.Гайдна менуэт приобрёл юмористическую окраску, сближаясь с народным танцем, у В.А. Моцарта и Л. Бетховена носил более лирический характер, иногда заменяя медленную часть.

Мореска (moresca (итал.) - буквально "мавританская", морисданс - от английского morris dance) - музыкально - танцевальная сцена (род балета). В ряде европейских стран мореску считали своей национальной формой. Сцена символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9-15 век). Сопровождалась пением двух хоров, позднее - солистов-певцов, поясняющих сюжет. В 16-18 веке мореской завершали придворные празднества и представления комедий. К. Монтеверди ввёл мореску в финал оперы "Орфей".



Что вы представляете, когда слышите о танго? Жаркий вечер Буэнос-Айреса, накал эмоций, чувственные прикосновения, шорох ярких платьев? Трудно поверить, но танец, ставший символом страстных отношений мужчины и женщины, поначалу был чисто мужским. И это не единственный секрет, который хранит этот удивительный танец. Сегодня мы приглашаем вас окунуться в чарующий мир аргентинского танго.

О том, как появилось аргентинское танго, единого мнения нет до сих пор. Вероятно, его возникновение – результат смешения танцевально-музыкальных культур разных народов. В середине 19 века Аргентина переживала огромный наплыв эмигрантов из Африки и Европы. Испанцы, итальянцы, англичане, немцы, поляки, африканцы – все они, приезжая на заработки в аргентинские города, привозили свои национальные традиции. Из смеси их народной музыки и движений и возникло то, что принято называть аргентинским танго.

Существует легенда, что поначалу танго танцевали мужчины – поодиночке или вдвоем. Собираясь на окраинах Буэнос-Айреса, жители эмигрантских кварталов пытались занять время, ожидая своей очереди в публичных домах. Хореографический рисунок танго того периода чем-то напоминал дуэль, где мужчины боролись за благосклонность дамы. Бывали случаи, когда в финале танца один из танцоров в порыве страсти наносил другому удар ножом, что приводило к гибели участника.

После того, как в 1919 году «дома свиданий» были запрещены, аргентинское танго вышло из подполья. Оно стало звучать в городских кафе, кабаре и театрах. Постепенно к танцу приобщились и женщины. Из культуры низших слоев танец танго превращается в целое эстетическое явление и приобретает налет благородства. Его танцуют в аристократических салонах - как Аргентины, так и Европы.

Само название «танго», скорее всего, произошло от испанского глагола «tanguere» - прикасаться. По другой версии, название – производная от «тамбо» - африканского барабана. Танцоров танго называют «тангеро» и «тангера» (мужчина и женщина соответственно), во множественном числе – «тангерос».

Аргентинское танго, как и сальса – социальный танец. Изучив его основные движения, научившись слушать музыку, чувствовать мелодику и ритм, вы сможете самостоятельно комбинировать элементы и создавать неповторимую картину танца. Только вашего! Именно этим аргентинское танго отличается от танго бального, где последовательность движений строго заучена партнерами. Этим же и объясняется и невероятная популярность аргентинского танго даже за пределами его родины. Танго – это не просто танец, это целая история взаимоотношений мужчины и женщины. Не зря один из известных преподавателей аргентинского танго назвал его «трёхминутной историей любви». А знаменитому писателю Хорхе Луису Борхесу принадлежат слова: «Танго дает двум людям ощущение того, что они - одно целое».

В Россию аргентинское танго пришло в начале двухтысячных на волне популярности социальных танцев. Сейчас уроки танго можно найти во многих танцевальных студиях. Научиться танго под силу каждому, независимо от того, занимались вы раньше танцами или нет. Можно учиться индивидуально у преподавателя, можно – в группе. На начальном этапе на уроках танго учат принципам ведения и следования, простым шагам и поворотам, и, главное, умению слушать музыку. Чтобы овладеть базой аргентинского танго вам понадобится 3-4 месяца. А дальше вы можете совершенствовать мастерство столько, сколько хочется. Ежегодно во многих российских городах проводятся разнообразные танго-фестивали, куда приезжают танцоры и преподаватели из разных стран. Для тангерос - это шанс узнать друг друга, а также посетить уроки мастеров мирового уровня.

Регулярно тангерос собираются на вечеринки, где звучит музыка танго. Такие вечеринки называются милонги. На милонгах существует особый танцевальный этикет. Например, приглашение на танец на таких мероприятиях обычно происходит посредством взгляда. Мужчина смотрит на девушку, и ее прямой взгляд в ответ и легкий кивок головы означает согласие, отведенный – отказ. Музыкальные композиции идут блоками по 3-4 песни, после – небольшая пауза. Прерывать танцевание до окончания одного блока (после первой или второй песни) не принято. Также не принято после танца говорить «спасибо» - это означает, что вы хотите прекратить танцевать и уйти. А вот поблагодарить партнера по окончании танцевального блока можно и даже нужно.

Уроки танго – не только занятие для души и возможность познакомиться с интересными людьми. Как занятия любым танцем, они благотворно сказываются на фигуре. Конечно, нельзя сравнивать нагрузки на уроках аргентинского танго с занятиями в тренажерном зале. Вряд ли с их помощью удастся значительно накачать мышцы или избавиться от лишних килограммов. Зато аргентинское танго пойдет на пользу осанке, поможет подтянуть талию, улучшит гибкость. Немаловажно - уроки танго подходят даже тем, кому противопоказаны серьезные нагрузки. Танго – самый размеренный из парных танцев, поэтому он популярен не только среди молодежи, но и у людей постарше.

Но, безусловно, главная ценность аргентинского танго не в пользе для фигуры, а в его философии. Овладение искусством танго – это развитие умения понимать людей без слов. Основной принцип аргентинского танго - «мужчина ведет, женщина следует». Для современных женщин, которые в повседневной жизни вынуждены быть сильными, танго – своеобразное возвращение к традиционным взаимоотношениям в паре. Во время танца им не нужно принимать решений, достаточно лишь отдаться воле партнера. Благодаря танго мужчина имеет возможность почувствовать себя настоящим лидером, а женщина – хрупкой и женственной.

Елена Яркова


История
Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа "рождённые из воды" (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно.В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов.

За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре.

Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак",Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.

Направления
Кучипуди - вид танцевальной драмы стиль, культивируемый главным образом на западном побережье юга страны. Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает "поселение актеров"). Танцевали его раджанартаки - девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за бога. Особый вклад в развитие Кучипуди внес брахман Сиддхендра Йоги, живший в XV cтолетии. Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Считалось, что красота танцовщиц отвлекает зрителей от осмысления религиозного содержания текстов, поэтому ради сохранения чистоты древнейших традиций стиля женщинам было запрещено танцевать Кучипуди вплоть до XX века. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей Кучипуди.

Танцевальные композиции этого стиля построены на пяти разнообразных ритмических вариациях:
1. Чатурасрам (ритм, мерой которого является 4: та ка дхи ми),
2. Тисрам (3: та ки та);
3. Мисрам (7) (та ки та, та ка дхи ми);
4. Кхандам (5: та ка та ки та);
5. Санкирнам (9: та ка дхи ми, та ка, та ки та).

В композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы. Абхиная (актерское искусство). Основу актерского мастерства танцовщицы: составляют девять различных настроений ("навараса") 1. Любовь Шрингара; 2. Радость Хасья; 3. Печаль Каруна; 4. Гнев Рудра; 5. Героизм Вира; 6. Страх Бхаянака; 7. Отвращение Бибхатса; 8. Удивление Адбхута; 9. Покой Шанта. Кроме 9 основных, древние трактаты называют еще 50 других "настроений" ("бхава"), нюансы чувств.

В наши дни Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. В технике кучипуди используется быстрая ритмическая работа ступней и скульптурные движения корпуса. Стилизированная мимика, используя жесты рук и тонкую экспрессию лица, объединяется с более реалистичным действием. Иногда используются и диалоги между танцорами. Это сочетание техник придает стилю уникальность и отличие от других направлений. Сегодня кучипуди исполняется как соло, так и в группе.

Присутствие в репертуаре "тарангам" делает Кучипуди особенным: исполняя эту композицию, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, иногда держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой. Костюм исполнительницы стиля Кучипуди шьётся из южноиндийского шелка. Стопы и пальцы рук покрыты красной краской растительного происхождения, она называется "альта". Ее голова увенчана цветами канакамбарам и храмовыми украшениями, символизирующими луну и солнце. На ногах танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру.

Бхаратнатьям. Стиль Бхарат Натьям наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Он придерживается строгих канонов Натья-Шастры ("Трактата о танце" - 2 век Нашей эры). "Бхарата" - аббревиатура от "бхава" - настроение, "рага" - мелодия, и "тала" - ритм. "Натьям" - чистый танец.

Бхаратнатьям - это каскад быстрых и канонизированных танцевальных комбинаций Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его "пятой ведой". Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы. Различные позы танцев в стиле Бхаратнатьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхаратнатьяма. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

Катхак. Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца. В катхаке используется две основные техники - нритта, чистый танец, и абхиная - экспрессия, пантомима. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Танцор отбивает ногами замысловатые ритмы в такт барабана, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В танце преобладают сложная работа ступней и быстрые вращения. Отличительная особенность - танец исполняется на прямых ногах.

В этом стиле выражено взаимное влияние индуиской и мусульманской традиций. Мусульманские завоеватели, не признававшие никаких изображений божества, запрещали все религиозные танцевальные обряды и стремились сделать из "катхака" простое увеселение. Так, костюм катхака напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. В костюмах исполнительниц катхаке используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов. Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Мимика танцующего - естественная, а не подчиненная канону.

Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце "НАТЬЯШАСТРА", датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Одисси - танец божественного, человеческого, любви и страсти. Мягкие, плавные и нежные движения описывают обстановку Ориссы и философию популярного персонажа индуизма - Бога Кришну.

Стиль Одисси близок к Бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная. Костюм исполнителя очень интересен - в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой - гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку.Представления Одисси - четкий баланс между чистым танцем, экспрессивным и драмой.Характерная особенность - тело плавно изогнуто в трибанги - бедра, талия, шея.

Катхакали. Катхакали исполняют только мужчины в необыкновенно красочных костюмах, огромных головных уборах и со сложным макияжем на лице. Ни один классический танец не используют такого грима; для его нанесения требуется несколько часов кропотливой работы. Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца катхакали. Танец исполняется под аккомпанемент ченды - барабана, который производит глухой звук и маддалы, производящей мягкую мелодию. Также используются бронзовые цимбалы.

Манипури. Манипури был взращен в горных областях северо-востока Индии. Название стиля (дословно – «драгоценность земли»), носит название штата Манипур – родины направления. Легенда утверждает, что для того, чтобы найти идеальное место для танца Боги пошли вплоть до иссушения озера в прекрасной долине. Теперь не удивительно, что танец – неотъемлемая часть ритуалов повседневной жизни, как свадьба или поклонение предкам. Среди известных составных частей Манипури – Санкиртана и Рас Лила, описывающие космический танец Кришны и пастушек. В танце используются красивые расшитые юбки, резко расширяющиеся от талии и полупрозрачные вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения.

Этот стиль близкий общему духу танцев Восточной Азии. Некоторые виды манипури исполняются очень энергично, вплоть до применения акробатических приемов. Заметная танцевальная школа, "манипури", демонстрирует групповой танец, в котором артисты выступают в ярких костюмах под звуки ударных инструментов.Особенность стиля Манипури – Пунг Чолам – танец с барабанами, в нем участники танцуют и одновременно играют на барабанах-панг. При этом используются увлекательные скачки и вращения в быстром темпе. Достойные представители этой школы - Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх

О технике
Выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям объясняет:" В танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. "Я" исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Покой посреди движения -характерная черта основных фигур индийского танца называющихся "каранами". Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием - пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало - пассивное, созерцающее сознание, женское активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти.

Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила, касающиеся позиций ступней - на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Язык кистей рук - мудра - прекрасен в своем многогранном символизме. Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния. С помощью языка жестов ведется повествование. Чтобы представить сложные сцены индийского эпоса, артистам необходимо освоить свыше четырехсот мундр - комбинаций, выражающих мысли, слова, фразы, - весь калейдоскоп человеческих чувств и страстей. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра "матсья", то есть "рыба", одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться - рыба поплыла.Талант истинной танцовщицы - девадасси сродни талантам йогов. Задача исполнителя индийского ритуального танца - привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа - это "мокша",освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.

О пользе танца
Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита. Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы.

Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови. Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев. Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак - это классический танец северной Индии, основа которого - ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами.

Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям - традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела.

В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер. Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют "аджна-чакру" - "третий глаз".



Берите пример!

Лу Ферриго - наглядный пример оздоровительного эффекта любительского бодибилдинга. Почему любительского, ведь Лу, как профессионалу, довелось сражаться за высшее звание в нашем спорте титул "Мистер Олимпия"? В том-то все и дело, что Лу очень рано покинул ряды профессионалов. Когда он променял бодибилдинг на кинокарьеру, ему не было и 25-ти. С тех пор Лу можно считать простым любителем. Бодибилдингу он отдавал только то время, которое у него оставалось от семьи и работы.


В мире есть одна цельная система совершенствования, которая и называется йогой. Она является единым и всеобъемлющим учением, в рамках которого существует множество различных школ и направлений.

Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных направлениях одного и того же предмета. Почему? Различные системы лишь демонстрируют разнообразие путей к Истине. Также есть мнение, что йога перешла на узкую специализацию, чтобы к ней смогло приобщиться больше людей.

Ведь все мы уникальные, и восприятие у каждого из нас свое, особенное. Чем больше подходов к йоге, тем больше шансов найти свой Путь.

Из глубин веков до нас дошли такие общеизвестные виды йоги, как Мантра-йога, Хатха-йога, Бхакти-йога, Раджа-йога. В то же время появились новые виды йоги, которые отвечают духу времени. Некоторые родились в Индии, а некоторые - наши земляки. Все они создаются так же, как это происходило всегда - из всего арсенала берется одно или несколько направлений, составляется методика, придумывается новое название - и в массы.

Все новые йоги можно грубо разделить на два лагеря: школы, в которых в первую очередь делается упор на асаны и пранаямы, и школы, где помимо "физики" добавляется "лирика" в виде работы с энергиями, в виде изучения Ямы и Ниямы.

Бикрам-йога
Вот яркий пример из первого лагеря - Бикрам-йога. В горячей комнате, где воздух нагрет до температуры 40,5 градуса и поддерживается высокая влажность, в быстром темпе выполняется серия поз, состоящая из 26 асан. Каждому это не подойдет, так как велика нагрузка на сердце. Однако некоторые получают удовольствие - мышцы становятся эластичнее, из организма выводятся токсины. Говорят, что именно этой йогой занимались многие звезды: Мадонна, Натали Имбрулия.

Школа Йоги Гуру Ар Сантема
А вот пример из другого лагеря - Школа Йоги Гуру Ар Сантема. В ней предлагается совершенствование не только тела, но и души. Школа придерживается восьмиступенчатой йоги. Идет изучение Ямы и Ниямы, гимнастика представлена комплексами асан и пранаям, обязательна работа с психикой. Заниматься в этой школе нужно регулярно, так как каждый урок не похож на предыдущий. Эта школа создана для особо целеустремленных натур. Для таких же целеустремленных людей, которых волнует не только тело, но и душа, есть еще Сахаджа-йога, Школа классической йоги в традиции Свами Шивананды, Бихарская школа йоги, Школа Йоги Шамбху, YOGA23, Кундалини-йога.

Кундалини-йога
О последней нужно сказать отдельно. Дело в том, что она одна из немногих видов йоги, которая прошла испытание временем. Это направление очень старое, но не потеряло своей актуальности. Кундалини-йога ставит своей целью раскрыть энергию "спящей змеи" Кундалини, которая находится в нижней части позвоночника. Медитации и мантры, динамические и статические упражнения, дыхательные техники - в Кундалини-йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию.

Йога Айенгара
Особое место среди современных школ занимает Йога Айенгара. Эта разновидность названа по имени разработавшего ее учителя Шри Б.К.С. Айенгара. Основой ее является классическая Хатха-йога. Занятия по методу Айенгара начинаются с самых простых поз, которые постепенно усложняются. Практика становится более статичной, удлиняется нахождение в позе. Как результат, усиливается воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы и системы. Это приводит к тому, что изменяются сами клетки, эмоциональное состояние и ум.

Заслуга школы в том, что заниматься по ее методике могут люди с любой физической подготовкой. Шри Б.К.С. Айенгар много внимания уделил также углублению и утонченному выполнению поз стоя, видя в них неисчерпаемый источник укрепления и раскрытия тела. Одной из особенностей метода является применение приспособлений для правильного выполнения асан. У этой школы много поклонников, она подготовила огромное количество инструкторов.

Аштанга-йога
Еще одна разновидность йоги, созданная учеником Шри Т. Кришнамачарьи, - это Аштанга виньяса-йога. Ее создатель - Шри К. Паттабхи Джойс. Его методика также основана на классической Хатха-йоге и является выполнением асан, соединенных определенными динамическими связками - виньясами. Каждое движение синхронизировано с дыханием и сопровождается направлением взгляда на определенные точки тела. Паттабхи Джойс считает, что йогу не следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, так что эта разновидность для сильных и выносливых. Чаще всего эту школу называют просто Аштанга-йогой и даже сравнивают с аэробикой.

Power Yoga (силовая йога)
Есть еще парочка новых разновидностей, правда, не таких популярных, как Аштанга и Йога Айенгара. Например, Power Yoga, или силовая йога. Она использует элементы Аштанга-йоги, но в очень интенсивном темпе. Энергичная смена поз схожа с танцевальным ритмом и требует большой концентрации, а также выносливости тоже. Эта разновидность часто встречается в фитнес-клубах.

Йогабит
Сильные и выносливые могут податься в группу Йогабит. Этот вид направлен на получение удовольствия от физических упражнений. Занятия включают в себя медленную часть разогрева, за которой следует интенсивная нагрузка, упражнения в паре, а завершается медитацией. Все сопровождается приятной музыкой.

Фитнес-йога
Гораздо большую аудиторию собирает Фитнес-йога. Это адаптированная программа, направленная на развитие гибкости, силы и координации движений. Выполнение различных асан иногда сопровождается спокойной музыкой, ароматом свечей и приятной обстановкой. Здесь делается акцент на достижение гармонии души и тела. Понятно, что такие занятия подходят людям любого возраста с любой физической подготовкой. Именно Фитнес-йогу предлагают многие клубы и центры.

Йогалатес
Еще одна разновидность - Йогалатес - объединяет йогу и пилатес. Это медитации, специальные асаны, система силовых упражнений и растяжек. Помогает поддерживать тело в хорошей форме, подходит для любого уровня физической подготовки.

Винийога
Терапевтическое направление имеет новая разновидность Винийога, где каждая поза подстраивается под индивидуальные нужды и возможности ученика. В этом случае важна не правильность выполнения позы, а получаемые от нее ощущения. Такой вид йоги можно рекомендовать тем, кто перенес физическую травму и хочет избавиться от ее последствий.

Йога найт
Это совсем новая разновидность, созданная специально под нужды города, - Йога найт. Это практика, которая откроет двери в мир новых ощущений. Под приятную легкую музыку предлагается комплекс асан невысокого уровня сложности, пранаяма и медитация, чтобы погрузиться в океан безмятежности, покоя и отдохнуть после трудового дня.

Но и это не все. Есть еще йога для беременных, йога для женщин, йога для младенцев и мам, парная йога, детская йога, йога для сидячих в инвалидной коляске и йога для ведущих сидячий образ жизни. Эти виды в комментариях не нуждаются. И, скорее всего, это неполный список современных видов йоги. Однако, как бы они ни назывались, там обязательно будут асаны, пранаямы и медитации. Так, на сегодняшний день любому человеку с любой физической подготовкой и любыми запросами можно найти подходящую школу.





Фитнес и бодибилдинг ©2011-2018г. Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://fitbild.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена
Администрация сайта благодарит Вас за посещение нашего сайта.

Яндекс.Метрика