Главная БОДИБИЛДИНГ ФИТНЕС ПИТАНИЕ ДИЕТЫ И ПОХУДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА АНАТОМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
Логин:  
Пароль:
Тренинг Целлюлит Аквафитнес Мотивация и советы Бодифлекс ФАРМАКОЛОГИЯ Калланетика Советы профи НОВОСТИ
Боль в боку – самая распространенная проблема начинающих бегунов. У всех, кто сталкивался с этими неприятными ощущениями, сразу возникает ряд вопросов: почему болит бок при беге, как этого избежать и стоит ли в этом случае бежать, превозмогая боль.

В зависимости от характера боли, ее локализации и условий возникновения можно выделить несколько основных причин:
1. Плохая разминка, чересчур интенсивная нагрузка, слабый уровень выносливости.
2. Неритмичное, частое и поверхностное дыхание.
3. Недавний или чересчур плотный завтрак.
4. Хронические заболевания печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

Давайте разберем эти причины подробнее и выясним почему болит бок при беге.

1. Плохая разминка, чересчур интенсивная нагрузка, слабый уровень выносливости
В состоянии покоя в организме человека циркулирует примерно 60-70% всего объема крови. Остальная часть депонируется в органах и тканях: например, в селезенке. При резком увеличении нагрузки, резервная кровь быстро поступает в круг кровообращения. Печень увеличивается в объеме и давит на печеночную капсулу, снабженную огромным количеством нервных окончаний. В результате возникает боль в правом подреберье – так называемый печеночно-болевой синдром.

Такое явление характерно для здоровых, некурящих людей с низким уровнем тренированности (вспомните, школьные забеги: наверняка уже после первого круга по стадиону девочки дружно хватались за правый бок).

Иногда боль бывает в левом боку – так реагирует на резкое увеличение объема крови селезенка.

Что делать?
Во-первых, обязательно разминайтесь перед пробежкой. Цель разминки – постепенно «разогреть» организм: увеличить кровоток, подготовить мышцы (в том числе и мышцы внутренних органов) к нагрузке. Если вы пренебрегаете этим правилом, то резкий выброс крови в сосудистое русло, а значит и болевой синдром, вам обеспечены.

Во-вторых, начинайте с малых нагрузок и небольшой продолжительности тренировок. На первых тренировках бег может составлять всего 10-15 минут и это вполне нормально. С постепенным увеличением выносливости боли в боку перестанут вас беспокоить.

В-третьих, сразу при возникновении боли, сбавьте темп или перейдите на шаг (только не останавливайтесь резко!), расслабьте плечи и руки, сделайте несколько наклонов туловища и подышите глубже. Иногда может помочь надавливание 3-4 пальцами на область боли.

2. Неритмичное, частое и поверхностное дыхание
Неправильное дыхание также может спровоцировать боль. Например, если в диафрагмальную мышцу не поступает достаточного количества кислорода, происходит спазм и человек чувствует боль в верхней части живота.

При поверхностном и частом дыхании экскурсии диафрагмы очень малы, поэтому приток крови к сердцу уменьшается и кровь застаивается в печени, увеличивая ее объем. А далее – все та же боль в правом боку из-за давления переполненного органа на печеночную капсулу.

Что делать?
Дышите равномерно на счет: два шага – вдох, два – выдох (можно вдыхать и выдыхать на 4 шага – это индивидуально и зависит от особенностей организма и темпа бега). Вдох через нос, выдох через рот. Если боль возникла из-за спазма диафрагмы, сделайте как можно более глубокий вдох, сложите губы трубочкой и выдыхайте максимально медленно.

3. Недавний или чересчур плотный завтрак
Сразу после приема пищи организм бросает все силы на ее переваривание. Желудок увеличен в объемах, трудится над ферментацией и измельчением. Печень активно участвует в нейтрализации токсинов, ее сосуды расширены.

Чем тяжелее пища, тем больше приходится работать желудочно-кишечному тракту. Форсированный бег вызывает дополнительный прилив крови, увеличивая и без того немалый объем органа. Результат все тот же – боль в правом боку.

Что делать?
Во-первых, завтракать не позже чем за 40 минут до пробежки. Если завтрак был плотным, то время нужно увеличить до 1-1,5 часов.

Во-вторых, не кушать перед тренировкой чересчур тяжелую пищу: жирное, жареное, острое, копченое. Отдайте предпочтение кисломолочным продуктам, легким салатам, отварному рису, крупяным кашам.

В-третьих, варьируйте интенсивность тренировки. Если чувствуете, что желудок все еще работает над съеденным завтраком, оставьте попытки бежать в полную силу. Сконцентрируйтесь в этот день на технике бега, правильном дыхании. А интенсивную пробежку оставьте до следующего раза.

4. Хронические заболевания печени, желчного пузыря, поджелудочной железы
Во всех трех вышеперечисленных причинах речь шла о боли в боку, возникающей здоровых, но нетренированных людей. Но бок при беге может болеть и в случае наличия заболеваний печени, поджелудочной железы, желчного пузыря.

Так, например, при гепатитах (в том числе хронических В и С) печень бывает увеличена. При желчнокаменной болезни камни могут закупоривать протоки желчного пузыря.

При низкой литогенности (вязкости) желчи тоже бывает боль, поскольку такая желчь плохо отходит и может вызывать воспаление. При панкреатите (воспалении поджелудочной железы) возникает острая, опоясывающая боль в верхней части живота.

Такие боли могут беспокоить и в покое, но во время физической нагрузки они усиливаются.

Что делать?
Прежде чем начать занятия спортом проконсультируйтесь с врачом. Сделайте УЗИ органов брюшной полости и убедитесь, что противопоказаний к занятиям у вас нет. Старайтесь придерживаться здорового питания: ешьте больше овощей, фруктов, каш, больше готовьте на пару или запекайте. Жирная и жареная пища еще никому не приносила пользы.

Если вы почувствовали боль уже во время занятий, плавно перейдите на шаг, сделайте несколько глубоких вдохов. Плавно закончите тренировку, а после нее обязательно проконсультируйтесь с врачом. И не экспериментируйте с самостоятельным приемом лекарств!

Надеемся, знание того почему болит бок при беге предостережет вас от многих ошибок и сохранит вам здоровье. Главное – уметь услышать тревожные звоночки своего организма и своевременно ликвидировать их причину.



Первый Венский Вальс датирован 12-13 столетием и применен в танце под названием "Nachtanz". Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как "German". Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько очень известных сейчас вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.

“Флекер” - одна из фигур конкурсного венского вальса. Это очень старинная фигура. Она берет свое начало от старинных примитивных альпийских народных танцев Австрии и Германии. В течение многих сотен лет пары танцевали эти танцы под три счета, вращаясь на месте и держа друг друга на близком расстоянии. Когда в конце XVIII и в начале XIX столетий эти танцы переместились в города и вместо деревенских дворов и таверн стали исполняться в больших танцевальных залах Вены, их просторные полированные полы способствовали переходу от деревенского подпрыгивания и топтания к плавному скольжению, к увеличению темпа музыки примерно до 60-70 тактов в минуту (в настоящее время нормой считается 60 тактов в минуту).

В 1924 Имперское Общество учителей танца (the Imperial Society of Teachers of Dancing - ISTD) решило стандартизировать танцы, известные в то время. Специальный отдел ISTD, комитет по бальным танцам начал заниматься этим важным делом. В состав комитета входили : Miss Josephine Bradley, Miss Eve Tymegate-Smith, Miss Muriel Simmons, Mrs Lisle Humphreys, Mr Victor Sylvester (самый известный в наше время), которые были самыми лучшими и популярными исполнителями бальных танцев в те годы.

Все танцы из современной европейской программы были более-менее подробно описаны, за исключением Венского вальса, который был не очень популярен в Англии. Единственным настоящим вальсом тогда считался "английский вальс" (сейчас - медленный). Венский вальс позднее был добавлен к списку ballroom, или европейских танцев, но так и не был включен в конкурсную программу Блэкпульского фестиваля...

Первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали "Nachtanz". Основные споры вызывают две версии происхождения танца - германская, в Англии долго называли его "немецкий" вальс, и французская, точнее, французско-итальянская. Очевидно только одно - венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса.

Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство исследователей считает его все-таки французским... Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы.

Историю танцев на "три четверти" можно проследить достаточно легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и четыре счета (все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много. Один из первых танцев в ритме "три четверти" - крестьянский французский танец из Прованса (Provence),о годе появления которого - 1559, писала Парижская газета "Ла Patrie" ("Родина") 17 января 1882 года. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово "volta" означает "поворот". Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение.

В течение 16-ого столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau описывает этот танец похожим на "гальярду"(Galliard), исполняемый под музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в пять шагов на шесть ударов по музыке. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентельмена! Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентельмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше.

Самое известное изображение этого танца - картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно, что фоном картины является зал Французского королевского суда! Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса.

Как в любом танце со вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613).

Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные описания танца на три счета под названием "Hole in the Wall" были сделаны Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции... В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась "Waltzen". До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев - "Waltzen" и "Volta", хотя по-немецки слово "waltzen" тоже означает " вращаться".

Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году. "Waltzen", как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени,в 1779 году появился памфлет некоего "Волка" (Wolf) под названием: "Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения". В 1799 Arndt описывал этот танец: "Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу..."

Однако танец стал очень популярным в Вене. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, такие как "Sperl" в 1807,"Apollo" в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!). В 1812 танец появляется в Англии под названием "немецкий вальс" и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году. Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: "Здоровый джентльмен,как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило".

Борьба против "немецкого вальса" продолжалась, в 1833 в книге "Правил хорошего поведения" Мисс Селбарт писала: "Этот танец - только для девиц легкого поведения!". В 1999 году, 3 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Йохана Штрауса, "Короля вальсов". Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 году. Отец его, родившийся в Вене в 1804 году, был тогда самым популярным композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss.

Благодаря его воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить имя "венского". Очень долгую по тем временам жизнь "Король вальсов" прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Он был трижды женат, его первая жена Jetty Treffz, певица, убедила его попробовать силы в оперетте, и его "Летучая мышь" (1874) и "Цыганский барон" (1885) стали классикой оперетты. Огромное число композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).

В настоящее время "Венский Вальс" исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck. До сих пор он не включен в программу Блэкпула, а за последние три года из программы для хобби и Е класса был вытеснен танго, а затем вообще перенесен в С класс, поменявшись местами с медленным фокстротом.

Музыка танца страстно приподнята и элегантна, танец красив и за его исполнением очень приятно наблюдать. Создателями чарующих мелодий вальса были отец и сын Штраусы, Легар, Вальдтейфель, а также другие великие композиторы, среди которых Шуберт, Шопен, Берлиоз, Чайковский, Сибелиус, Вебер, Равель.



Многие женщины искренне не придают большого значения утренней гимнастике – и без того приходится делать немало энергичных упражнений на работе и дома — во время стирки, уборки, готовки.

Это не так. Обычная работа вызывает напряжение не всех мышц и нервных центров, а только некоторых групп, и не всегда важнейших. Другие же мышцы остаются в бездействии. Между тем доказано, что лучшим отдыхом для мышц, которые активно трудятся, является возбуждение остальных групп. Когда утомленные мышцы в покое, а другие работают, центральная нервная система как бы заряжается энергией и быстрее восстанавливает работоспособность.

Казалось бы, какое значение утренней гимнастики? Всего 10 минут — так ничтожно мало! Но это именно те минуты, которые дают силы и энергию на целый день.

С утренней зарядкой ничто не сравнится по простоте, доступности и силе благотворного влияния на организм.

Даже опытные спортсмены, отнюдь не страдающие от недостатка физической загрузки, никогда не пренебрегают утренней зарядкой. Дополняемая холодными обтираниями или душем, она способствует закаливанию организма.

Утром, только проснувшись, человеку трудно сразу переключиться от бездействия к активности. Во время сна замедляются все жизненные функции организма: дыхание, кровообращение; нервная система глубоко заторможена. поэтому умственная и физическая работоспособность восстанавливается не сразу. Утренняя гимнастика облегчает и убыстряет этот переход. Она готовит все мышцы и органы к предстоящей дневной работе и вместе с тем укрепляет и пополняет запас сил и энергии, вносит пусть небольшой, но ежедневный вклад в копилку здоровья.

Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, чередуя легкие с более трудными. Если сразу после сна начать бегать или прыгать, это может неблагоприятно сказаться на сердце, еще не вошедшем в активный дневной режим. Начинать лучше с потягивания и глубокого дыхания. Женщинам особенно важны упражнения для мышц туловища, живота. Поэтому в ежедневный комплекс нужно включать наклоны, повороты, упражнения лежа и сидя с поднятием ног и напряжением брюшного пресса. Заканчивать занятия лучше движениями, которые успокаивают деятельность органов дыхания и кровообращения.

Делайте зарядку спокойно, без излишнего напряжения, чтобы не появилось чувство усталости. Дышите глубоко, ритмично, через нос. Если начнется одышка, сделайте перерыв, походите по комнате, глубоко подышите.

Делайте зарядку под музыку. Особенно хорошо, если вы дополните общий комплекс несколькими упражнениями, необходимыми именно вам: вашему возрасту, вашей фигуре, а главное — вашему здоровью. Если вы страдаете каким-нибудь недугом или вообще не отличаетесь крепким здоровьем, обязательно посоветуйтесь с врачом: может быть, какие-нибудь упражнения вам противопоказаны, а какие-нибудь надо, наоборот, усилить.

Можно заниматься всей семьей: так веселее. А нагрузку каждый определяет по силам.



После родов у меня поставили диагноз – опущение матки, кинулась сразу искать способы лечения. Лучший и почти единственный – специальная гимнастика. Есть много видов различных комплексов этой гимнастики. Привожу ниже парочку. Первый постоянно делаю сама – наступили заметные улучшения.

Первый комплекс:
- Скатайте валик из небольшого коврика (рогожки), ложитесь на пол и подложите под ягодицы валик так, чтобы ягодицы были на валике, а спина – на полу. Левую ногу поднимите под углом 90 градусов, не сгибая колена, опустите, поднимите правую ногу под углом 90 градусов, опустите. Повторите 7 раз
- Поднимите обе ноги вместе на 90 градусов, не сгибая колен, опустите на пол, повторите упражнение 7 раз
- Выполняйте упражнение «ножницы» 30-60 секунд
- Выполняйте упражнение «велосипед» 30-60 секунд
- Ноги вместе, прямые, поднимите на 90 градусов. Отведите левую ногу в сторону, выполняйте вращение по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем то же самое – правой ногой
- Ноги вместе, поднимите, не сгибая колен, как можно ближе к туловищу, коснитесь пальцев ног пальцами рук, опустите ноги на пол, повторите упражнение 7 раз
- Ноги согнуть в коленях, наклонять согнутые в коленях ноги влево, затем вправо, следить, чтобы спина не отрывалась от пола, в каждую сторону выполнить 7 наклонов
- Ноги согнуть в коленях, руки подложить под ягодицы, не отрывая плеч от пола – повторить 7 раз
- Выполнять упражнение «свечка» 30-60 секунд
- Перевернуться на живот, подложить тканевой валик под живот. Приподнять руки и ноги над полом, как можно выше, ноги в коленях не сгибать – 30 сек
- Встать на четвереньки. Выгибать спину вверх и вниз – 7 раз
- Стоя на четвереньках – поднять правую ногу как можно выше, в колене не сгибать, опустить, затем поднять левую ногу – 7 раз
- Встать. Стоя, делать взмахи ногами – сначала левой, потом правой – каждой ногой – 7 раз
- Стоя, отведите прямую ногу в сторону, выполняйте вращение ногой сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение 30 секунд. Поставьте ногу, выполните тоже самое другой ногой. Повторить 7 раз для каждой ноги.
- Выполнять упражнение «ласточка» – 30-60 сек.

Упражнения необходимо выполнять ежедневно, на «пустой» желудок. Если у вас не получается сразу выполнить весь объем упражнений – уменьшите кратность выполнения каждого упражнения, но постепенно увеличивайте нагрузки. При упражнениях, выполняемых стоя, можно держаться за стул или другую опору.

Время, необходимое для излечения зависит от регулярности и полноты выполнения упражнений, степени тяжести заболевания (по статистике от 4 недель до 8-12 месяцев)

А вот другой комплекс:
1. Упражнение выполняется стоя. Ноги раздвинуты на ширину плеч, полусогнуты в коленях, руки соединены за головой. На счет «раз» делаем глубокий вдох и напрягаем сфинктер. На счет «два» приседаем, делаем выдох и расслабляемся. На счет «три» возвращаемся в исходное положение. Продолжительность повтора упражнения – четыре минуты.

2. Ложимся на спину, слегка сгибаем ноги в коленях, стопы – на ширине плеч. Ритмично поднимаем и опускаем таз в течение 2-3 минут. Можно сделать до пяти подходов.

3. Лежа в той же позе, приподнимаем таз, напрягаем мышцы бедер, ягодиц и сфинктеры. Стараемся продержаться в таком положении 1-2 минуты. Затем расслабляемся, отдыхаем 30 секунд. Повторяем еще раз пять.

4. Проделываем предыдущее упражнение, но с сомкнутыми стопами. Так немного сложнее.

Упражнения замечательные – делайте на-здоровье, но только аккуратнее – сразу после родов не все можно...



Вода в бассейне должна быть 30-31 градус. Глубина бассейна должна быть такова, чтобы вода доходила до середины груди. Количество повторений зависит от занятия, сроков беременности и вкусов инструктора.

Группа упражнений - дыхательные.
- Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду.
- Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать.
- Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох.
- Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на выдохе.
- Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т.д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке.
- Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели.
- Собачье (поверхностное) дыхание.

Группа упражнений - активные у бортика.
- Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды.
- Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя.
- Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу.
- Упражнения 1-3 другой ногой.
- Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед-вниз и возвращать обратно. "Куриное крылышко".
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено.
- Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и "раскрывая" себя рукой за колено на длинном выдохе.
- Упражнения 5-9 другой ногой.
- Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна.
- Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице.
- Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх.
- Упражнения 11-13 другой ногой.

Растяжки, вися на бортике лицом к нему.
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног.
- И.п. то-же. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их.
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая "поплавок". Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам
- Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.

Упражнения, вися на бортике спиной к нему.
- Согнуть ноги в коленях. Вращать согнутые ноги влево - вправо.
- "Велосипед".
- "Велосипед", скрутив нижнюю часть корпуса влево, затем вправо.
- "Книжка". Согнуть ноги в коленях и слегка поднять колени над поверхностью воды. Ступни соединить, колени широко развести. С силой сдвигать колени, стараясь вытолкнуть воду, как-бы захлопывая книжку.
- "Лягушка". Имитировать движения брассом ногами, находясь в том-же положении спиной к бортику.
- Выпрямить ноги перед собой на поверхности воды и развести их как можно шире. Свести ноги вместе, положив одну на другую и попробовать слегка поднять их над поверхностью воды. Снова развести как можно шире.

Упражнения для груди.
- Встать в круг. Согнув руки в локтях, соединить ладони перед собой. Сильно прижимать ладони одну к другой, напрягая грудные мышцы.
- То-же, сдвигая соединенные ладони влево, вправо.
- Соединить ладони над головой и слегка спереди. С силой стараться соединить локти на уровне носа.
- Имитировать руками движения кролем вперед, назад.
- Поднять руки над головой, сжать в кулаки, подержать 5 секунд. Расслабить руки поочередно во всех суставах, опустив затем руки в воду с длинным выдохом.
- Встать спиной к стенке на расстоянии одного шага от нее. Не отрывая ног от пола повернуться к стенке опереться ладонями в нее и отжиматься от стенки, подерживая корпус в скрученном положении. Вернуться в исходную позицию и сделать то-же в другую сторону.

Упражнения с доской.
- Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. На выдохе стараться отодвинуться от стены не отпуская рук. На вдохе руки согнуть в локтях и "подъехать" к стенке.
- Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. Крутить коленями доску, т.е. скручивать нижнюю часть корпуса относительно фиксированной верхней части.

Упражнения на задержку дыхания.
- "Поплавок". Обхватить руками колени и висеть в воде, меделенно выдыхая под воду.
- Разбиться на пары. Взяться за руки. Лечь на воду лицом вниз, выпрямиться и слегка прогнуться в пояснице, чтобы ноги не тонули. Долгий выдох, стараясь "перележать" партнершу.
- "Звездочка". Все участницы встают в круг. Удобно делать, когда участников 5-9 человек. Один человек ложится на воду лицом вниз, раздвинув руки и ноги в стороны. Остальные крутят лежащую в кругу, держа ее по-очереди за руки, ноги.

Дополнительные упражнения.
- "Хоровод". Все участники берутся за руки и перекидывают одну ногу через соединенные руки снаружи внутрь, чтобы все пятки смотрели внутрь. Все прыгают на одной ноге двигаясь по кругу. Спина прямая.
- Расслабление. Все разбиваются на пары. Одна барышня из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.



Румба — парный кубинский танец африканского происхождения, популярный сегодня не только на Кубе, но и во всем мире. Особенно любим этот танец в жарких странах, не стала исключением и Панама. Румба - дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым. Отличительная черта румбы – это эротические плавные движения, соединенные с широкими шагами.

Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название «Rumba» по одной из версий происходит от названия танцевальных групп в 1807 году — «rumboso orquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь». Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу, родился этот танец в бедных африканских кварталах. Каждую субботу соседи собирались вместе, чтобы раствориться в этом танце и таким образом забыть свои печали и горести.

У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще. Первоначально румба - сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сельская форма румбы на Кубе - это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец. Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение «кукарача» (Cucaracha) - это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот («Spot Turn») на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги!

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба и ча-ча-ча, из-за чего вся характерная для этих танцев музыка подпадала под категорию румбы. По прошествии времени танцы четко разделились. Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, а музыка ча-ча-ча стала быстрее, и пишется как в мажорном, так и в минорном ладу. В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения.

Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы. Популярная мелодия румбы «La Paloma» была известна на Кубе с 1866-го года. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками были более важны для танца, чем мелодия. Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение сельской румбы с другими танцами. После первой мировой войны появился танец «Son», танец кубинского среднего класса - с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее – «Danzon», танец богатого, солидного общества на Кубе.

Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913-м, когда появился оркестр, играющий румбу. Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил не только музыкантов, но и пару танцоров румбы. Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929-го года. В конце 1920-ых Хавьер Когат сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку. В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелля. Пьер и Дорис Лавелль, имевшие танцевальную школу в Лондоне, разработали полноценный вариант исполнения этого танца – кубинскую румбу. В 50-ых они очень много выступали с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне.

Румба развивалась на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Вообще, можно сказать, что румбой являются все танцы, которые были созданы кубинцами. В настоящее время танец румба известен во всем мире. Сначала зрителями танца были посетители кабаре, где исполнялась румба, затем он появился на телевидении и приобрел уже мировую популярность.

В начале 19-го века на Кубе существовало три варианта румбы: ямбу - парный танец с относительно медленными и спокойными движениями, в основном танцуется пожилыми людьми; колумбия - мужской сольный танец, исполнитель делает сложные элементы, акробатические трюки, демонстрируя свои танцевальные способности; и, получившая широкую популярность получила румба гуагуанко - танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви». Коренную эволюцию румбы претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.

В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша «дразнит» партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю... На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается.

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Однако при этом нередко румбу ассоциируют не просто с любовью, а с любовью несчастной, одиночеством. Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Примечательно, что румба изначально была свадебным танцем, а ее движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов.

Юлия Апрельская


Если у вас сухая кожа в области шеи, то на время выполнения этих гимнастических процедур нанесите на область шеи питательный крем.

Лечебный комплекс для шеи № 1
Для выполнения этого комплекса упражнений вам понадобится обычный карандаш.

1. Обхватите карандаш губами и «напишите» им в воздухе цифры от 1 до 10.

2. Это упражнение выполняйте сначала медленно, затем постепенно увеличивайте темп. Делайте следующие движения головой – вперед подбородком касаясь области груди, затем откидывайте голову назад. Выполнить тридцать раз.

3. Поднимите руки вверх, и не становясь на носочки пальцев ног, держа голову прямо, тянитесь как можно выше. Сделать 10 раз.

Лечебный комплекс для шеи № 2
Упражнения этого комплекса выполняются по 5 раз.

1. Слегка вытяните шею вверх. Тыльной частью ладони дотроньтесь до подбородка снизу и, приоткрыв рот, высуньте язык вперед. Посчитайте до 5, закройте рот, опустите голову и руку.

2. Слегка откиньте голову назад, затем вытяните нижнюю губу и постарайтесь ей как можно больше накрыть верхнюю губу, досчитайте до пяти. Расслабляя челюсть и закрывая рот, опустите голову на грудь.

3. Станьте ровно, руки опустите ровно вниз, грудь и плечи расправьте. Делая вдох, опустите голову на грудь, при выдохе голову откинуть до отказа на левое плечо, выдох - голова назад, снова вдох - голова на правое плечо.

4. Сложите обе руки тыльная сторона одной руки к ладони другой. Подложите руку тыльной стороной под подбородок. Оказывая сопротивление головой, руками старайтесь запрокинуть голову назад. Досчитайте до 7, расслабьтесь, опустите голову вниз. Повторите 5 раз.

5. Сядьте за стол и, поставив локти на стол, сложите кисти рук одна на другую. Положите голову на сложенные руки, руками поднимайте подбородок, а головой оказывайте сопротивление. Расслабьте мышцы, сделайте выдох. Повторить как обычно 5 раз.

6. Выпрямите грудь и плечи, руки крест - накрест положите на плечи. Не поднимая плечи, а наоборот, придавливая их руками, шею тяните вверх. Начинать упражнение на вдохе, досчитав до 10, сделать выдох, расслабиться.

Лечебный комплекс для шеи № 3
1. Зевайте, широко раскрывая рот, очень медленно. При этом придерживайте руками кожу на лбу. Выполнить 10 раз.

2. Держите голову ровно. Высовывая язык, старайтесь дотянуться им до кончика носа. Выполнить 10 раз.

3. Голову опустить на грудь. Напрягая мышцы шеи, медленно поднимайте голову вверх, а, затем, не ослабевая напряжения, запрокидывайте голову назад. Выполнить 5 раз.

После выполнения упражнений освежите кожу шеи, сначала теплой, а затем прохладной водой.



Гимнастика для носа совсем не сложная, а результаты дает хорошие. Приучить себя к носовому дыханию можно с помощью гимнастики. Она, как вы увидите, совсем не сложная, а результаты дает хорошие. Заниматься можно как на свежем воздухе, так и в комнате, тщательно ее проветрив.

Тем, у кого носовое дыхание затруднено, перед тем как выполнять упражнения — за 2—3 минуты,— надо закапать в нос любые сосудосуживающие капли типа галазолина, санорина. Гимнастику можно делать сидя, стоя, даже лежа.

Во время болезни, в период подъема температуры тела, выполнять упражнения не надо, а возобновить занятия следует через 2—3 дня после нормализации температуры.

Упражнения
1. Равномерно, спокойно дышите обеими половинами носа в течение 30—60 секунд. Повторяйте это и после каждого следующего упражнения.
2. Прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите левой половиной носа в течение 30—60 секунд.
3. Прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите правой половиной носа в течение 30—60 секунд.

Если поначалу дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом.

Как только носовое дыхание улучшится, от равномерного, спокойного ритма переходите к форсированному (усиленному) носовому дыханию, заставляйте активно работать мышцы шеи, плечевого пояса и грудной клетки.

Однако форсированное носовое дыхание может вызвать головокружение, головную боль, так как при усиленном притоке кислорода в сосуды мозга происходит перераздражение заложенных в них нервных окончаний, спазм сосудов и вследствие этого анемизация (недостаточное снабжение кислородом) мозга. Поэтому, сделав 2—3 усиленных вдоха, переходите на обычное дыхание.

Во время занятий можно взять в рот жевательную резинку, и тогда вы непроизвольно будете дышать носом.

Для контроля за эффективностью гимнастики спустя 2—3 недели после начала занятий рекомендую к кончику носа поднести зеркало. На нем должно образоваться запотевшее пятно, по величине которого можно сделать заключение о том, как подействовала на вас носовая гимнастика. Если справа или слева пятно меньше, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Продолжайте тренироваться до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным.

Регулярные занятия, интенсивное, контролируемое дыхание помогут вам обрести свободное носовое дыхание.

Носовой гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2—3 минуты до тех пор, пока вы станете постоянно дышать носом.



Айенгар йога - это отдельное направление йоги преимущественно для женщин. Но создана она мужчиной – йогином Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром, который преподавал и изучал йогу более 75 лет. Написанную им в 1952 году книгу Light on Yoga часто называют «Библией йоги». Дело великого мастера продолжила его дочь Гита, выпустившая книгу «Йога для женщин», полностью посвященную женским проблемам.

Гита Айенгар не проявляла интереса к йоге до тех пор, пока не заболела нефритом. Лечение лекарствами не приносило облегчения, и тогда отец поставил Гиту перед выбором: или заниматься йогой, или жить в ожидании конца. Десятилетняя девочка выбрала первый вариант и с тех пор не представляла своей жизни без занятий йогой.

Айенгар йога принимает во внимание то, что тело и организм женщины зависят от ежемесячных циклов. Менструация и ее правильное протекание – это показатель здорового состояния ума и тела. К таким проявлениям женственности нужно относиться с большим уважением, причем не только женщинам, но и мужчинам. Например, в Индии женщина освобождается от любых обязанностей по дому на время менструации.

Практикующая йогу женщина должна строить свои занятия в соответствии с менструальным циклом. Если в обычные дни вы выполняете позы стоя (вытяжение вперед, прогибы назад, скручивания в стороны и перевернутые позы), то в критические дни избегайте перевернутых поз, поскольку они препятствуют нормальному выходу выделений из организма. Согласно Аюрведе, здоровье сохраняется только когда организм избавляется от всего, что является отходами: пот, моча, газы, фекалии и менструальная кровь. Поэтому избегайте выполнять асаны Ширшасана (стойка на голове) и Сарвангасана («поза свечи», или стойка на плечах), чтобы не задерживать все ненужное в организме.

Эти асаны можно начинать практиковать сразу по завершении критических дней, а вернуть матку в нормальное состояние помогут асаны Баддха Конасану, Упавишта Конасану и Супта Конасану. Женщины, желающие забеременеть, должны непременно выполнять асаны Ширшасану и Сарвангасану, чтобы защитить себя от непроизвольного выкидыша и создать внутри себя благоприятную среду для наступления беременности.

Айенгар йога охватывает всю жизнь женщины, не ограничиваясь периодом менструаций и беременности. Значительный раздел посвящен периоду менопаузы. Зачастую женщины, вступившие в менопаузу, не понимают больше своего тела, которое внезапно отказывается их слушать: усиливаются приливы, повышается кровяное давление, возникает внутренний жар, все члены становятся деревянными. В этот момент многие дамы перестают делать самые главные женские асаны, которые, по их мнению, и вызывают это состояние.

В такой ситуации нужно поступать совершенно другим образом. Ни в коем случае нельзя игнорировать выполнение асан Ширшасану и Сарвангасану, более того, нужно проводить в перевернутых позах не менее 10-15 минут каждый день, только это поможет избавиться от проблем с репродуктивной системой.

Айенгар йога призывает женщин быть более внимательными к своему телу и с почтением относиться к своей женственности: отдыхать во время менструации не только душой, но и телом, прислушиваться к себе и не пренебрегать асанами, полезными для женского здоровья. Однако учтите, что не стоит самостоятельно выполнять сложные асаны йоги, начните с простого и обязательно получите консультацию специалиста в этой области или посоветуйтесь с лечащим врачом.

Оксана Климова


Семь лет назад, стремясь разом преуспеть в роли хорошего врача, современного научного сотрудника, матери и жены (к сожалению, именно в такой последовательности), я вдруг осознала, что абсолютно забыла о своем собственном теле.

Чудовищно болела спина - вечером я просила мужа походить по ней ногами, чтобы как-то вправить позвонки. Таблетки от головной боли лежали в кармане белого халата, на рабочем столе и в косметичке. И, когда от легкого поворота шеи у меня начались головокружения - я решила, что пора уделить время себе.

Давний интерес к Востоку привел меня на йогу. И на удивление, ткнув пальцем в интернете на первый понравившийся сайт, я попала в нужное место. С тех пор я занимаюсь йогой Б.К.С. Айенгара, предоставляющей, по моему мнению, наиболее методологический и терапевтический подход к человеческому организму.

На первом занятии я с ужасом поняла, что тело мое представляет жесткий панцирь, диафрагма сжата, а при наклоне руки едва достают до колен. Вид людей в «березке» вызывал трепетное восхищение. А стойка на голове казалась чем-то недостижимым. Через год все это делала и я. Боли в спине прошли. А через некоторое время на просьбу подруги о таблетке от головной боли я не нашла ни одной ни в домашней аптечке, ни в сумке.

Каково же было мое удивление, когда гулявший в разные стороны менструальный цикл, в 40 лет начал ходить как часы. А о ПМС напоминала лишь 2х дневная сентиментальная плаксивость, да календарный график. И тогда я, наконец-то поняла, что нашла недостающее звено в комплексе улучшения женского здоровья. И пошла учиться на инструктора йоги Айенгара.

Так что же такое йога? В переводе с саскрита «йога» - единение, связь, прикрепление, переплетение. Согласно мудрецам, йога - это единение человеческой души с Богом. Как пишет Б.К.С. Айенгар «Тело - это храм души, и мы должны его сделать совершенным храмом». Для этого мудрецами Индии была создана система упражнений и дыхательных практик, влияющих не только на «внешнее» тело: кости и мышцы, но и на «внутреннее»: нервную, пищеварительную, дыхательную и, что очень важно - эндокринную систему.

Не вдаваясь в высокие материи, отмечу, что главными эффектами практики асан и пранайямя являются улучшение физического здоровья, эмоциональный комфорт, стрессоустойчивость и ясность ума.

Следует отметить, что исторически практика йоги была больше рассчитана на мужчин. И только в этом столетии дочь своего знаменитого отца Гита Айенгар адаптировала систему асан для женских нужд.

Итак, в чем же особенность и каковы цели женской практики йоги?

Как известно, жизнью женщины руководит менструальный цикл, в основе которого лежит как хорошая работа яичников и матки, так и их «руководителей» - центральной нервной системы, гипоталамуса и гипофиза (древнего мозга). Кроме этого функция яичников и матки зависит от состояния таза, в котором они «живут». Закрытый, зажатый, смещенный таз нарушает кровоснабжение и анатомию органов, вызывая их дисфункцию. Гитой Айенгар была сформулирована система йогической практики, одновременно улучшающая работу структур головного мозга, которые отвечают за эндокринную систему, так и способствующая нормализации работы тазовых органов.

Каждая из нас может поделиться последовательным чредованием состояния в течение месяца. В первой фазе цикла море активности, желание действовать, блеск в глазах. Во второй (после овуляции) - состояние умиротворенности, спокойствия, легкой сентиментальности, созерцательности. И, наконец, менструация. Между прочим, радостное принятие своей женственности, желание кратковременного одиночества и философской пассивности. К сожалению, практически у 40% европейских женщин вторую половину цикла отравляет ПМС. А для некоторых менструация из-за обильности, длительности и болезненности кажется сущим наказанием.

И здесь так же хорошо помогает практика йоги. Специальный комплекс асан облегчает предместруальные расстройства и болезненные месячные.

Неоценима роль йоги в переходный период жизни женщины. Страх перед менопаузой, боязнь потери женственности и привлекательности (что абсолютно не соответствует действительности!) приводит к тяжелому, стрессовому переживанию климакса. Гормональные изменения в организме приводят к обострению накопленных за годы жизни болячек, которые в свою очередь утяжеляют течение гормонального кризиса.

Длительная, регулярная практика йоги позволяет, во-первых, сдвинуть гормональные часы. Согласно европейским исследованиям, у женщин, занимающихся йогой, климакс наступает в среднем на 5-7 лет позднее, чем в популяции. Во-вторых, мягкие «релаксирующие» программы, включающие восстанавливающие позы, дыхательные техники, облегчают приливы, тревожно-панические и депрессивные состояния.

Следует сказать, что мудрость и гибкость йоги позволяет разработать комплекс индивидуальных упражнений при любом заболевании, в том числе и гинекологическом. При этом йога не только способствует реабилитации органа, но и заметно улучшает общее состояние организма. Как говорят мастера, йога возвращает телу его естество. Мне очень приятно наблюдать за теми, с кем я начинала практиковать 7 лет назад. Как постепенно расправляются их плечи, походка становится легкой и свободной, лицо - спокойно расслабленным, в целом же от них все больше исходит ощущение свободного течения энергии и осознанной силы.

Долгие годы наблюдения беременности и родов позволяют мне с уверенностью подчеркнуть важность разумной физической нагрузки и дыхательных практик в этот период. С радостью могу отметить, что в последнее время йога занимает одно из первых мест в списке рекомендаций европейских медиков и полностью соответствует тому режиму, в котором нуждается женщина в ожидании ребенка. К сожалению, большинство моих отечественных коллег по-прежнему с опаской относятся к физической активности беременной, что по видимости связано с низкой культурой в области телесности.

С абсолютной уверенностью могу сказать, что женщины, не занимавшиеся йогой до зачатия, смело могут приступать к занятиям в любом сроке беременности (конечно, под наблюдением инструктора!). Практика йоги плавно меняется в зависимости от триместра. И если в до 12 недель женщина может выполнять общую программу, за исключением абдоминальных поз, то с нарастанием срока акцент смещается на мягкие растяжения, асаны для релаксации и дыхательные практики.

Изучая пранайяму, я лучше стала понимать дыхательные процессы женщины во время беременности и родов. И как же важно научить беременную правильному, осознанному дыханию! Ведь это залог успешной родовой деятельности, потужного периода и, как это ни странно звучит, хорошая профилактика разрывов промежности.

Надеюсь, что приведенные мной собственный опыт и краткий рассказ о пользе практики для женщин, убеждает вас согласиться со словами Гиты Айенгар «Йога - это жемчужина для женщины».

Без сомнения, на йоге свет клином не сошелся. Кому-то она не соответствует по складу характера, ритму жизни и индивидуальным особенностям. Но, как врач, хочу подчеркнуть необходимость физической активности для тела. И все же: лучше обращаться к практиками, проверенными мудростью веков и несущими не только заряд энергии мышцам, но и гармонизирующими все системы тела. Это цигун, тайц-зи, даосские практики, древние славянские гимнастики, а так танец живота, индийские танцы, фламенко.

И последняя рекомендация. Ни одна волшебная таблетка не заменит осознанной физической активности, современная медицинская технология - здорового образа жизни и даже самый мудрый врач - искреннего желания пациента быть здоровым и счастливым.

Тищенко Е. П. - врач акушер-гинеколог высшей категории, к.м.н.




Фитнес и бодибилдинг ©2011-2018г. Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://fitbild.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена
Администрация сайта благодарит Вас за посещение нашего сайта.

Яндекс.Метрика