Главная БОДИБИЛДИНГ ФИТНЕС ПИТАНИЕ ДИЕТЫ И ПОХУДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА АНАТОМИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
Логин:  
Пароль:
Тренинг Целлюлит Аквафитнес Мотивация и советы Бодифлекс ФАРМАКОЛОГИЯ Калланетика Советы профи НОВОСТИ
С тантрой западная культура познакомилась в период сексуальной революции 60-70-х годов прошлого века. До сих пор тантру часто путают с индийским любовным искусством — «Камасутрой».

Однако сексуальные практики встречаются только в одной разновидности тантры — так называемой школе левой руки. В настоящее время в Индии собрания последователей тантры левой руки, где практикуются сексуальные ритуалы, преследуются властями.

Древнее учение
Тантра — одна из самых древних духовных практик. Учение тантры — это поклонение женскому началу в природе и женскому божеству. Тантра в переводе означает «расширять» и еще «книга». Первые тантры — тексты, расширяющие понимание, — появились в начале нашей эры.

Историки считают, что учение тантризма возникло как закономерный ответ на распространенное в ту пору в индуизме представление о том, что мудрости и высшего блаженства можно достичь только практикой жесткой аскезы, отказом от земных радостей. Тантра была движением низов индийской общественной пирамиды, ее первые приверженцы — рыбаки, охотники, уличные торговцы. Они стремились найти ответ на духовные запросы в мире привычных ритуалов и плотских радостей.

Последователи тантры отказывались принять любой регламентированный путь к мудрости и освобождению. Они признавали спонтанность: «когда мы любим или ненавидим, то это Божественное в нас любит или ненавидит». Все искусственные ограничения, в том числе монашество, с позиции тантризма только препятствие на пути к достижению цели жизни — слиянию «Я» с божественным началом.

Обряды тантры
Тантра до сих пор продолжает интриговать непосвященных рискованными обрядами, самый известный из которых ритуал пяти «М». Он означает, что практикующий должен испробовать запретные для индуса удовольствия: вино, мясо, рыбу и пр. (их названия на санскрите начинаются на букву «М»). Последнее испытание в этом ряду — обрядовое соитие. В тантре правой руки ритуалы пяти «М» понимаются не буквально, а иносказательно. В практике левой руки все, от вкушения вина до обрядового секса, происходит в реальности.

Методы тантры в ашрамах Индии хранятся в тайне и передаются из поколения в поколение, от учителя к ученику. Так, к ритуальному соитию допускаются лишь подготовленные ученики, вира, то есть герои. Они смогли победить вожделение и смотрят на женщину как на богиню. В противном случае для них велика вероятность скатиться в будущем в низшие перерождения, согласно индийской теории реинкарнации.

Западная тантра
Что же касается тантры, распространенной на Западе, то это в лучшем случае симбиоз из представлений тантры о божественности энергии, рожденной от единения мужского и женского начала, все той же «Камасутры» и даосских сексуальных техник. Подобные занятия проводятся для пар и ставят целью сексуальную терапию отношений, достижение большей близости и лишь отчасти духовный рост, на который изначально нацелена тантра.

Впрочем, преподаватели такой синтетической западной тантры уверяют, что тантра перерождается от века к веку, в зависимости от потребностей людей. И если в результате занятий западной тантрой участники продвинутся по пути любви и взаимопонимания, это и будет искомое. Подобная практика обычно включает в себя занятия йогой, в том числе парной, пение мантр и некоторые упражнения более интимного характера.

Как выбрать наставника
И все же большинство учителей йоги говорят о том, что среди всех востребованных сегодня древних учений именно тантра искажена в большей степени. Это объяснимо — постижение ее глубинного смысла требует и знания древней философии, и непреклонных духовных устремлений. Куда проще вычленить из учения тантры фрагмент тантрического секса и проводить семинары сугубо практического характера.

Впрочем, есть еще одно объяснение происходящему, лежащее в основе теории тантры. Древние знания «прячутся», чтобы открыться только тем, кто к ним действительно готов. В тантре это называется «сокрытие благодати».

В любом случае, собираясь заняться тантрической йогой, следует внимательно отнестись к выбору наставника. Профанация тантры даже в усеченном, западном варианте встречается сегодня все чаще. В Индии по этому поводу говорят так: не выбирай себе в учителя того, у кого уже есть толпы учеников.

Елена Климова


Карма-йога (санскр.) — карма — деятельность, йога — связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.

Все живые существа постоянно заняты какой-либо деятельностью, находясь под влиянием трёх качеств материальной природы (гуны): благость (саттва), страсть (раджас), невежество (тамас). Даже йог, находясь неподвижно в медитации, действует.

В ведических писаниях, таких как "Бхагават-Гита", "Шримад-Бхагаватам", говорится о том, что каждое живое существо имеет право свободы выбора, но последствия поступков возлежат на самом живом существе. В соответствии с этим люди постоянно отрабатывают карму, как хорошую, так и плохую. Поскольку в течение жизни человек совершает многочисленные поступки, то отработать карму за одну жизнь не удаётся, а потому в течение своей жизни человек, как правило, отрабатывает карму предыдущих жизней.

Карма-йогу можно разделить на два типа:
- Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
- Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.

В первом случае люди обрекают себя пожинать плоды кармических реакций, как хороших, так и плохих. Свои действия они совершают под влиянием своего самого главного врага-вожделения, которое возникает под влиянием гуны страсти.

В 40 стихе 3 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть" говорится:
- "Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию".

Вожделение заставляет человека забыть его изначальную природу, изначальное положение. Он уже не помнит, что является душой, частицей Бога и впадает в иллюзию, отождествляя себя с телом, а потому наслаждает свои чувства, совершая греховные поступки. Убивая сегодня животное, чтобы отведать его плоти, он не задумывается над тем, что завтра сам может стать тем самым животным, а убитое им животное получит тело человека и в свою очередь убьёт его: сегодня ты меня, завтра я тебя.

Из-за вожделения человеку приходится рождаться, стареть, болеть, умирать, а затем рождаться вновь. Такой вид деятельности создаёт иллюзию счастья, но на самом деле приносит человеку постоянные страдания. Его счастье под влиянием страсти и невежества длится всего лишь миг, а потом приходят боль и разочарования. Постоянный страх, который испытывает при этом человек есть не что иное, как страх потери, поскольку вся его жизнь связана со временным проявлением, которое постоянно меняется, ускользает от него. Сначала нектар, потом яд.

В 7 стихе 3 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть" говорится:
- "Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой (в сознании Кришны), намного превосходит его".

В ведических писаниях говорится о том, что высшей целью жизни человека является познание Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Занимаясь карма-йогой, человек может придти к этому.

С этой целью была создана система варнашрамы-дхармы(социальный уклад жизни), которая помогает человеку в этом. В настоящее время данная система сохранилась до некоторой степени только на территории Индии. Она призвана помочь человеку в постепенном духовном развитии. Считается, что варнашрама-дхарма дана Самим Богом и потому ещё настолько важна и совершенна. Она помогает человеку понять своё предназначение и учит, как следовать ему. Ее описание приведено в "Бхагават-Гите. Как она есть", "Шримад-Бхагаватам" и других ведических произведениях.

Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение "сделай ради Бога". Это не означает, что человек должен все отдать, что получит. Он должен использовать полученное так, чтобы это способствовало его духовному развитию, начиная от поддержания своего тела, помощи родственникам, получении дополнительного духовного образования, до пожертвования в храм. Более подробно это изложено в "Бхагават-Гите. Как она есть" с комментариями Шрилы Прабхупады.

Такая деятельность приведёт человека к успеху в жизни, ему не придётся пожинать плоды кармических действий, так как он становится слугой Господа, а потому все реакции переходят на его Господина.

В 19 стихе 3 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть" говорится:
- "Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он непременно придёт ко Мне".

Такой вид практики карма-йоги постепенно переходит в практику беспрерывного любовного преданного служения Богу — бхакти-йогу (буддхи-йога). На этом уровне человек действует под влиянием гуны благости, а потому, преодолев определённые трудности, связанные с развитием в себе положительных качеств, он испытывает постоянное счастье. Сначала яд, потом нектар. А самое главное, он вырывается из круговорота рождения и смертей и возвращается домой в Духовный мир.
Материал подготовлен специально для сайта: ФИТНЕС И БОДИБИЛДИНГ


Айенгар йога - это отдельное направление йоги преимущественно для женщин. Но создана она мужчиной – йогином Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром, который преподавал и изучал йогу более 75 лет. Написанную им в 1952 году книгу Light on Yoga часто называют «Библией йоги». Дело великого мастера продолжила его дочь Гита, выпустившая книгу «Йога для женщин», полностью посвященную женским проблемам.

Гита Айенгар не проявляла интереса к йоге до тех пор, пока не заболела нефритом. Лечение лекарствами не приносило облегчения, и тогда отец поставил Гиту перед выбором: или заниматься йогой, или жить в ожидании конца. Десятилетняя девочка выбрала первый вариант и с тех пор не представляла своей жизни без занятий йогой.

Айенгар йога принимает во внимание то, что тело и организм женщины зависят от ежемесячных циклов. Менструация и ее правильное протекание – это показатель здорового состояния ума и тела. К таким проявлениям женственности нужно относиться с большим уважением, причем не только женщинам, но и мужчинам. Например, в Индии женщина освобождается от любых обязанностей по дому на время менструации.

Практикующая йогу женщина должна строить свои занятия в соответствии с менструальным циклом. Если в обычные дни вы выполняете позы стоя (вытяжение вперед, прогибы назад, скручивания в стороны и перевернутые позы), то в критические дни избегайте перевернутых поз, поскольку они препятствуют нормальному выходу выделений из организма. Согласно Аюрведе, здоровье сохраняется только когда организм избавляется от всего, что является отходами: пот, моча, газы, фекалии и менструальная кровь. Поэтому избегайте выполнять асаны Ширшасана (стойка на голове) и Сарвангасана («поза свечи», или стойка на плечах), чтобы не задерживать все ненужное в организме.

Эти асаны можно начинать практиковать сразу по завершении критических дней, а вернуть матку в нормальное состояние помогут асаны Баддха Конасану, Упавишта Конасану и Супта Конасану. Женщины, желающие забеременеть, должны непременно выполнять асаны Ширшасану и Сарвангасану, чтобы защитить себя от непроизвольного выкидыша и создать внутри себя благоприятную среду для наступления беременности.

Айенгар йога охватывает всю жизнь женщины, не ограничиваясь периодом менструаций и беременности. Значительный раздел посвящен периоду менопаузы. Зачастую женщины, вступившие в менопаузу, не понимают больше своего тела, которое внезапно отказывается их слушать: усиливаются приливы, повышается кровяное давление, возникает внутренний жар, все члены становятся деревянными. В этот момент многие дамы перестают делать самые главные женские асаны, которые, по их мнению, и вызывают это состояние.

В такой ситуации нужно поступать совершенно другим образом. Ни в коем случае нельзя игнорировать выполнение асан Ширшасану и Сарвангасану, более того, нужно проводить в перевернутых позах не менее 10-15 минут каждый день, только это поможет избавиться от проблем с репродуктивной системой.

Айенгар йога призывает женщин быть более внимательными к своему телу и с почтением относиться к своей женственности: отдыхать во время менструации не только душой, но и телом, прислушиваться к себе и не пренебрегать асанами, полезными для женского здоровья. Однако учтите, что не стоит самостоятельно выполнять сложные асаны йоги, начните с простого и обязательно получите консультацию специалиста в этой области или посоветуйтесь с лечащим врачом.

Оксана Климова


В мире есть одна цельная система совершенствования, которая и называется йогой. Она является единым и всеобъемлющим учением, в рамках которого существует множество различных школ и направлений.

Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных направлениях одного и того же предмета. Почему? Различные системы лишь демонстрируют разнообразие путей к Истине. Также есть мнение, что йога перешла на узкую специализацию, чтобы к ней смогло приобщиться больше людей.

Ведь все мы уникальные, и восприятие у каждого из нас свое, особенное. Чем больше подходов к йоге, тем больше шансов найти свой Путь.

Из глубин веков до нас дошли такие общеизвестные виды йоги, как Мантра-йога, Хатха-йога, Бхакти-йога, Раджа-йога. В то же время появились новые виды йоги, которые отвечают духу времени. Некоторые родились в Индии, а некоторые - наши земляки. Все они создаются так же, как это происходило всегда - из всего арсенала берется одно или несколько направлений, составляется методика, придумывается новое название - и в массы.

Все новые йоги можно грубо разделить на два лагеря: школы, в которых в первую очередь делается упор на асаны и пранаямы, и школы, где помимо "физики" добавляется "лирика" в виде работы с энергиями, в виде изучения Ямы и Ниямы.

Бикрам-йога
Вот яркий пример из первого лагеря - Бикрам-йога. В горячей комнате, где воздух нагрет до температуры 40,5 градуса и поддерживается высокая влажность, в быстром темпе выполняется серия поз, состоящая из 26 асан. Каждому это не подойдет, так как велика нагрузка на сердце. Однако некоторые получают удовольствие - мышцы становятся эластичнее, из организма выводятся токсины. Говорят, что именно этой йогой занимались многие звезды: Мадонна, Натали Имбрулия.

Школа Йоги Гуру Ар Сантема
А вот пример из другого лагеря - Школа Йоги Гуру Ар Сантема. В ней предлагается совершенствование не только тела, но и души. Школа придерживается восьмиступенчатой йоги. Идет изучение Ямы и Ниямы, гимнастика представлена комплексами асан и пранаям, обязательна работа с психикой. Заниматься в этой школе нужно регулярно, так как каждый урок не похож на предыдущий. Эта школа создана для особо целеустремленных натур. Для таких же целеустремленных людей, которых волнует не только тело, но и душа, есть еще Сахаджа-йога, Школа классической йоги в традиции Свами Шивананды, Бихарская школа йоги, Школа Йоги Шамбху, YOGA23, Кундалини-йога.

Кундалини-йога
О последней нужно сказать отдельно. Дело в том, что она одна из немногих видов йоги, которая прошла испытание временем. Это направление очень старое, но не потеряло своей актуальности. Кундалини-йога ставит своей целью раскрыть энергию "спящей змеи" Кундалини, которая находится в нижней части позвоночника. Медитации и мантры, динамические и статические упражнения, дыхательные техники - в Кундалини-йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию.

Йога Айенгара
Особое место среди современных школ занимает Йога Айенгара. Эта разновидность названа по имени разработавшего ее учителя Шри Б.К.С. Айенгара. Основой ее является классическая Хатха-йога. Занятия по методу Айенгара начинаются с самых простых поз, которые постепенно усложняются. Практика становится более статичной, удлиняется нахождение в позе. Как результат, усиливается воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы и системы. Это приводит к тому, что изменяются сами клетки, эмоциональное состояние и ум.

Заслуга школы в том, что заниматься по ее методике могут люди с любой физической подготовкой. Шри Б.К.С. Айенгар много внимания уделил также углублению и утонченному выполнению поз стоя, видя в них неисчерпаемый источник укрепления и раскрытия тела. Одной из особенностей метода является применение приспособлений для правильного выполнения асан. У этой школы много поклонников, она подготовила огромное количество инструкторов.

Аштанга-йога
Еще одна разновидность йоги, созданная учеником Шри Т. Кришнамачарьи, - это Аштанга виньяса-йога. Ее создатель - Шри К. Паттабхи Джойс. Его методика также основана на классической Хатха-йоге и является выполнением асан, соединенных определенными динамическими связками - виньясами. Каждое движение синхронизировано с дыханием и сопровождается направлением взгляда на определенные точки тела. Паттабхи Джойс считает, что йогу не следует приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, так что эта разновидность для сильных и выносливых. Чаще всего эту школу называют просто Аштанга-йогой и даже сравнивают с аэробикой.

Power Yoga (силовая йога)
Есть еще парочка новых разновидностей, правда, не таких популярных, как Аштанга и Йога Айенгара. Например, Power Yoga, или силовая йога. Она использует элементы Аштанга-йоги, но в очень интенсивном темпе. Энергичная смена поз схожа с танцевальным ритмом и требует большой концентрации, а также выносливости тоже. Эта разновидность часто встречается в фитнес-клубах.

Йогабит
Сильные и выносливые могут податься в группу Йогабит. Этот вид направлен на получение удовольствия от физических упражнений. Занятия включают в себя медленную часть разогрева, за которой следует интенсивная нагрузка, упражнения в паре, а завершается медитацией. Все сопровождается приятной музыкой.

Фитнес-йога
Гораздо большую аудиторию собирает Фитнес-йога. Это адаптированная программа, направленная на развитие гибкости, силы и координации движений. Выполнение различных асан иногда сопровождается спокойной музыкой, ароматом свечей и приятной обстановкой. Здесь делается акцент на достижение гармонии души и тела. Понятно, что такие занятия подходят людям любого возраста с любой физической подготовкой. Именно Фитнес-йогу предлагают многие клубы и центры.

Йогалатес
Еще одна разновидность - Йогалатес - объединяет йогу и пилатес. Это медитации, специальные асаны, система силовых упражнений и растяжек. Помогает поддерживать тело в хорошей форме, подходит для любого уровня физической подготовки.

Винийога
Терапевтическое направление имеет новая разновидность Винийога, где каждая поза подстраивается под индивидуальные нужды и возможности ученика. В этом случае важна не правильность выполнения позы, а получаемые от нее ощущения. Такой вид йоги можно рекомендовать тем, кто перенес физическую травму и хочет избавиться от ее последствий.

Йога найт
Это совсем новая разновидность, созданная специально под нужды города, - Йога найт. Это практика, которая откроет двери в мир новых ощущений. Под приятную легкую музыку предлагается комплекс асан невысокого уровня сложности, пранаяма и медитация, чтобы погрузиться в океан безмятежности, покоя и отдохнуть после трудового дня.

Но и это не все. Есть еще йога для беременных, йога для женщин, йога для младенцев и мам, парная йога, детская йога, йога для сидячих в инвалидной коляске и йога для ведущих сидячий образ жизни. Эти виды в комментариях не нуждаются. И, скорее всего, это неполный список современных видов йоги. Однако, как бы они ни назывались, там обязательно будут асаны, пранаямы и медитации. Так, на сегодняшний день любому человеку с любой физической подготовкой и любыми запросами можно найти подходящую школу.


Семь лет назад, стремясь разом преуспеть в роли хорошего врача, современного научного сотрудника, матери и жены (к сожалению, именно в такой последовательности), я вдруг осознала, что абсолютно забыла о своем собственном теле.

Чудовищно болела спина - вечером я просила мужа походить по ней ногами, чтобы как-то вправить позвонки. Таблетки от головной боли лежали в кармане белого халата, на рабочем столе и в косметичке. И, когда от легкого поворота шеи у меня начались головокружения - я решила, что пора уделить время себе.

Давний интерес к Востоку привел меня на йогу. И на удивление, ткнув пальцем в интернете на первый понравившийся сайт, я попала в нужное место. С тех пор я занимаюсь йогой Б.К.С. Айенгара, предоставляющей, по моему мнению, наиболее методологический и терапевтический подход к человеческому организму.

На первом занятии я с ужасом поняла, что тело мое представляет жесткий панцирь, диафрагма сжата, а при наклоне руки едва достают до колен. Вид людей в «березке» вызывал трепетное восхищение. А стойка на голове казалась чем-то недостижимым. Через год все это делала и я. Боли в спине прошли. А через некоторое время на просьбу подруги о таблетке от головной боли я не нашла ни одной ни в домашней аптечке, ни в сумке.

Каково же было мое удивление, когда гулявший в разные стороны менструальный цикл, в 40 лет начал ходить как часы. А о ПМС напоминала лишь 2х дневная сентиментальная плаксивость, да календарный график. И тогда я, наконец-то поняла, что нашла недостающее звено в комплексе улучшения женского здоровья. И пошла учиться на инструктора йоги Айенгара.

Так что же такое йога? В переводе с саскрита «йога» - единение, связь, прикрепление, переплетение. Согласно мудрецам, йога - это единение человеческой души с Богом. Как пишет Б.К.С. Айенгар «Тело - это храм души, и мы должны его сделать совершенным храмом». Для этого мудрецами Индии была создана система упражнений и дыхательных практик, влияющих не только на «внешнее» тело: кости и мышцы, но и на «внутреннее»: нервную, пищеварительную, дыхательную и, что очень важно - эндокринную систему.

Не вдаваясь в высокие материи, отмечу, что главными эффектами практики асан и пранайямя являются улучшение физического здоровья, эмоциональный комфорт, стрессоустойчивость и ясность ума.

Следует отметить, что исторически практика йоги была больше рассчитана на мужчин. И только в этом столетии дочь своего знаменитого отца Гита Айенгар адаптировала систему асан для женских нужд.

Итак, в чем же особенность и каковы цели женской практики йоги?

Как известно, жизнью женщины руководит менструальный цикл, в основе которого лежит как хорошая работа яичников и матки, так и их «руководителей» - центральной нервной системы, гипоталамуса и гипофиза (древнего мозга). Кроме этого функция яичников и матки зависит от состояния таза, в котором они «живут». Закрытый, зажатый, смещенный таз нарушает кровоснабжение и анатомию органов, вызывая их дисфункцию. Гитой Айенгар была сформулирована система йогической практики, одновременно улучшающая работу структур головного мозга, которые отвечают за эндокринную систему, так и способствующая нормализации работы тазовых органов.

Каждая из нас может поделиться последовательным чредованием состояния в течение месяца. В первой фазе цикла море активности, желание действовать, блеск в глазах. Во второй (после овуляции) - состояние умиротворенности, спокойствия, легкой сентиментальности, созерцательности. И, наконец, менструация. Между прочим, радостное принятие своей женственности, желание кратковременного одиночества и философской пассивности. К сожалению, практически у 40% европейских женщин вторую половину цикла отравляет ПМС. А для некоторых менструация из-за обильности, длительности и болезненности кажется сущим наказанием.

И здесь так же хорошо помогает практика йоги. Специальный комплекс асан облегчает предместруальные расстройства и болезненные месячные.

Неоценима роль йоги в переходный период жизни женщины. Страх перед менопаузой, боязнь потери женственности и привлекательности (что абсолютно не соответствует действительности!) приводит к тяжелому, стрессовому переживанию климакса. Гормональные изменения в организме приводят к обострению накопленных за годы жизни болячек, которые в свою очередь утяжеляют течение гормонального кризиса.

Длительная, регулярная практика йоги позволяет, во-первых, сдвинуть гормональные часы. Согласно европейским исследованиям, у женщин, занимающихся йогой, климакс наступает в среднем на 5-7 лет позднее, чем в популяции. Во-вторых, мягкие «релаксирующие» программы, включающие восстанавливающие позы, дыхательные техники, облегчают приливы, тревожно-панические и депрессивные состояния.

Следует сказать, что мудрость и гибкость йоги позволяет разработать комплекс индивидуальных упражнений при любом заболевании, в том числе и гинекологическом. При этом йога не только способствует реабилитации органа, но и заметно улучшает общее состояние организма. Как говорят мастера, йога возвращает телу его естество. Мне очень приятно наблюдать за теми, с кем я начинала практиковать 7 лет назад. Как постепенно расправляются их плечи, походка становится легкой и свободной, лицо - спокойно расслабленным, в целом же от них все больше исходит ощущение свободного течения энергии и осознанной силы.

Долгие годы наблюдения беременности и родов позволяют мне с уверенностью подчеркнуть важность разумной физической нагрузки и дыхательных практик в этот период. С радостью могу отметить, что в последнее время йога занимает одно из первых мест в списке рекомендаций европейских медиков и полностью соответствует тому режиму, в котором нуждается женщина в ожидании ребенка. К сожалению, большинство моих отечественных коллег по-прежнему с опаской относятся к физической активности беременной, что по видимости связано с низкой культурой в области телесности.

С абсолютной уверенностью могу сказать, что женщины, не занимавшиеся йогой до зачатия, смело могут приступать к занятиям в любом сроке беременности (конечно, под наблюдением инструктора!). Практика йоги плавно меняется в зависимости от триместра. И если в до 12 недель женщина может выполнять общую программу, за исключением абдоминальных поз, то с нарастанием срока акцент смещается на мягкие растяжения, асаны для релаксации и дыхательные практики.

Изучая пранайяму, я лучше стала понимать дыхательные процессы женщины во время беременности и родов. И как же важно научить беременную правильному, осознанному дыханию! Ведь это залог успешной родовой деятельности, потужного периода и, как это ни странно звучит, хорошая профилактика разрывов промежности.

Надеюсь, что приведенные мной собственный опыт и краткий рассказ о пользе практики для женщин, убеждает вас согласиться со словами Гиты Айенгар «Йога - это жемчужина для женщины».

Без сомнения, на йоге свет клином не сошелся. Кому-то она не соответствует по складу характера, ритму жизни и индивидуальным особенностям. Но, как врач, хочу подчеркнуть необходимость физической активности для тела. И все же: лучше обращаться к практиками, проверенными мудростью веков и несущими не только заряд энергии мышцам, но и гармонизирующими все системы тела. Это цигун, тайц-зи, даосские практики, древние славянские гимнастики, а так танец живота, индийские танцы, фламенко.

И последняя рекомендация. Ни одна волшебная таблетка не заменит осознанной физической активности, современная медицинская технология - здорового образа жизни и даже самый мудрый врач - искреннего желания пациента быть здоровым и счастливым.

Тищенко Е. П. - врач акушер-гинеколог высшей категории, к.м.н.


Слово "йога" произошло от санскритского "yuj", что означает "союз". Это гармоничное сочетание тела, души и разума. Тогда перед ним отступят все болезни, которые, согласно йоге, есть не что иное, как брешь в союзе. Йога - это рожденная в Индии философия... Нет, даже шире: йога - это образ жизни, который позволяет достичь равновесия во всех сферах и сохранить физическое и душевное здоровье. Разумеется, у йоги есть и теория, и практика: помимо изучения асан, необходимо знакомиться с текстами, которые признаны йогой классическими. Со спортивной точки зрения к йоге близок пилатес - система развития мышц, основанная на выполнении и удерживании некоторых поз. Но пилатес не уделяет такого внимания сознанию.

Классическая йога делится на пять частей. Самая популярная из них - хатха-йога (хатка-йога): именно она включена сегодня в стандартное расписание любого хорошего фитнес-клуба. Это умение управлять собственным телом с помощью асан, то есть правильных йогических движений, соединенных с особой техникой дыхания. Оставшиеся части йоги - раджа-йога, джяна-йога, карма-йога и бхакти-йога - учат людей развивать сознание, знание, совершать правильные ежедневные и религиозные действия соответственно.

Врачи считают, что йога - универсальный вид медицины, которая возвращает и укрепляет здоровье. Однако заниматься йогой нужно только под наблюдением специалиста - йога. Изучив технику дыхания и применение асан, человек становится заметно взрослее и спокойнее, или, как говорят индийские йоги, познает собственное я и меняет сознание. При этом несомненный плюс йоги - то, что она не имеет ничего общего ни с акробатическими трюками, ни с сектами, которые призывают "расширять сознание" и "совершенствовать возможности". Самый первый эффект от йоги вы увидите сами - в зеркале: позы представляют из себя настоящие физические упражнения, которые развивают мышцы и подтягивают фигуру. В дальнейшем вы обратите внимание на улучшение концентрации, ясность мысли и железное спокойствие. Йога формирует из обычного человека оптимиста!

Искусство йогов позволит вам сформировать из своего тела - того, которое было дано вам при рождении, - инструмент для строительства собственной жизни. А это невозможно без изменения привычек. Хатха-йога позволит вам оздоровить организм, но вы сами должны помочь системе, которая оттачивалась веками.

Согласно йоге, тело человека делится на солнечную и лунную половины. Слово "хатха" как раз и происходит от слов "солнце" и "луна" и, таким образом, символизирует то самое единство человека, без которого невозможно здоровье. Ее цель - научить человека достигать равновесия. Основные техники йоги - асаны, пранаяма и медитация - помогут вам наслаждаться работой и не забывать об отдыхе, противостоять болезням и ударам судьбы, сохранять активность до глубокой старости и доброжелательно относиться к окружающему миру.

Пять основных принципов йоги сформулировал Учитель по имени Свами Вишну-девананда (1927-1993), последователь Свами Шивананды (1887-1963). Это правильное выполнение асан и комплексов асан, правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание и позитивное мышление и медитация (веданта и дхьяна). Эту систему йоги - как видите, универсальную, - он назвал в честь своего учителя Шивананда-йогой. Их соблюдение - и есть жизнь йога.

Правильное выполнение асан важно в первую очередь: с них вы начинаете знакомство с йогой, их будете практиковать на пути развития. "Асана" значит "устойчивая поза"; к этой устойчивости вам и нужно будет стремиться, ведь в каждой асане вам нужно будет провести несколько минут. Всего асан - более 8 миллионов, однако традиционными считаются 12: стойка на голове (Сиршасана), стойка на плечах (Сарвангасана), поза плуга (Халасана), рыба (Матсиасана), поза головой в колени (Пашимотанасана), кобра (Бхуджангасана), саранча (Шалабхасана), поза лука (Дханурасана), скручивание позвоночника (Ардха Матсиендрасана), поза вороны (Какасана) или поза Павлина (Маюрасана), поза руки к ступням (Пада Хастасана ), треугольник (Триконасана). Перед ними традиционно исполняется приветствие Солнцу (Сурья Намаскар), а после - упражнения на растяжку. Учтите, заниматься самостоятельно новичкам нельзя, да и определенные асаны могут быть вам противопоказаны по состоянию здоровья, а определить это способен только профессионал.

Пранаяма - дыхание йогов, которое позволяет им использовать весь объем легких и не дышать отдельно грудью или животом, а соединять все типы дыхания. Отдельное направление йоги - крия-йога (крийя-йога) - направлено именно на овладение искусством дыхания: крийя-йог превращает дыхание в энергию и приказывает ей следовать в определенные точки своего тела.

Шавасана - правильное расслабление, которое позволяет расслабить по очереди тело, ум и дух мысленными приказами и правильным дыханием. Тибетская йога настаивает на том, что, помимо сосредоточенности, для достижения гармонии нужно ум не просто расслабить, а вообще отключить, то есть выбросить из головы абсолютно все мысли.

Правильное питание йогов - это вегетарианство, причем с использованием натуральных продуктов без особой обработки, которая убивает все полезные вещества и витамины. Еда обрабатывается с помощью агни - кислоты, стимулирующей пищеварение, так называемого "огня", от активности которого зависит изрядная доля здоровья йога. Йог не питается мясом, рыбой, яйцами, луком и чесноком, не пьет кофе и алкогольные напитки. Стоит ли отдельно говорить, что йог не употребляет никакие наркотики?..

Мышление и медитация - заключительный принцип йоги, который позволит вам заглянуть в глубину собственной души. Медитация помогает "отключить" голову, сосредотачиваясь не на внешних предметах, а на самом сознании. Путь к йоге как гармоничному сочетанию тела, духа и ума записан в Аюрведе, разделе древней книги Вед. Аюрведа объясняет человеку, что входит в основополагающие принципы здорового тела и здорового духа.

Кстати, медитации посвящено даже отдельное направление йоги под названием сахаджа йога (сахаджи-йога). Система медитации в сахаджа-йоге направлена на погружение йога в мир собственной головы. Считается, что при этом йог может воочию наблюдать энергию - так называемую Энергию Кундалини - которая двигается внутри его тела, вдоль позвоночника. В итоге она должна подняться в верхнюю часть головы и, выйдя на свободу, соединить тело с божественной энергией. Таким образом, согласно сахаджа-йоге, Кундалини - последняя ступень на пути к йоге, то есть к достижению гармонии и единства.

Если же вам ближе четкое выполнение асан, вы можете обратиться к йоге Айенгара. Б.К.С.Айенгар - основатель одной из наиболее многочисленных и известных школ йоги, так называемой йоги дипики. Он уделяет максимум внимания отрабатыванию асан и даже использует дополнительные приспособления для облегчения процесса их усвоения и практики. Айенгар учит, что асаны, которые он выделил как основные, подойдут для абсолютного большинства последователей йоги, а все остальное недостижимо в принципе. "Хатха-йога-прадипика" - книга, в которой последователи практики асан тоже найдут много интересного. Она отличается очень подробным описанием поз и многочисленными комментариями. Шри Шри йога также уделяет много внимания асанам, чередуя простые и сложные позы.

Впрочем, не он единственный - последователь разных стилей йоги и автор собственного. Андрей Лаппа, автор так называемой универсальной йоги, утверждает, что он взял из йоги самое нужное и важное и соединил в своем стиле. Правда, он постоянно его видоизменяет и совершенствует: Лаппа уверен, что последнее слово в йоге еще не сказано. Шри Ауробиндо создал так называемую интегральную йогу и считает, что именно его метод позволит достигнуть совершенства кратчайшим путем.

Аштанга-йога (аштанга-виньяса-йога) - система хатха-йоги, самая действенная на сегодняшний день. Это цикл из восьми ступеней постижения искусства йогов ("аштанга" - "8 конечностей"): ограничения (яма), предписания (нияма), поза (асана), контроль над дыханием (пранаяма), отключение чувств (пратьяхара), концентрация (дхарана), непрерывная концентрация (дхьяна) и вселенское сознание (самадхи). В буддийском мире считается, что идеал жизни достигнут, когда в повседневной жизни эти ступени становятся практикой, которая выполняется без напоминаний. Пожалуй, это путь йоги, разделенный на максимально короткие и непохожие друг на друга отрезки. Самым известным текстом по классической йоге остается "Йога сутра" риши (мудреца) Патанджали, в котором и рассказывается о 8 ступенях йоги.

Есть в йоге и ответвления, которые у большинства несведущих людей считаются чем-то если не дьявольским, то как минимум темным и страшным. Например, тантра. Это тоже йога - тантрическая: она основана на сексуальности людей, которая соединяет их в единое целое. Тантрический секс традиционно считается самым ярким и трудно достижимым. В тантрической йоге тоже присутствует энергия Кундалини: она воспламеняется сексуальное энергией и выходит наружу, чтобы соединить человека и Божественное. Таким образом, закон тантрической йоги один: сексуальная энергия - только продолжение жизненного пути, причем не только и не столько физическое, сколько духовное. Даосская йога тоже направлена на развитие сексуальной энергии. Еще одна задача тантры - объяснять мантры, то есть мистические звуки и слоги, которые помогают духу пробудиться. Кстати, мантра-йога тоже существует: она изучает мантры, которые передаются из поколения в поколение.

Между прочим, йога не такой уж миролюбивый вид спорта! В основе восточных боевых искусств лежит боевая йога, искусство древних воинов.


Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела. Айегнар

Хатха Йога является древней системой самосовершенствования тела и сознания. Это способ наведения порядка, достижение гармонии сначала в своем теле, а потом внутри сознания, затем — осознания целостности и единства себя, и позже – единства с Вселенной. При правильной практике, с помощью Хатха Йоги человек достигает здоровья телесного и душевного, спокойствия, уравновешенности и его ум пребывает в радости.

Само слово «йога» трактуется и переводится неоднозначно. Оно может означать «соединение», «контроль», «узда», «сдерживание». Эти значения могут иметь отношение и к состоянию сознания, то есть удержание контроля, освобождение от вритти (волнений ума), и к физическому телу – контроль над ним, обуздание болезней, избавление от заболеваний путем планомерных и регулярных усилий.

Существует множество направлений йоги, которые включают в себя различные методы достижения цели. Но, так или иначе, можно условно выделить две части садханы: Хатха Йога, основой которой является очищение и совершенствование физического тела, и Раджа Йога – часть практики, в процессе которой адепт занимается обузданием ума и очищением сознания.

Хатха Йогой именуется соединение двух энергопотоков, которые присутствуют в нашем теле – "Ха" и "Тха", и их сознательное использование.

Раджа Йога в переводе означает "царственная йога", то, что выше, к чему человек идет через Хатха Йогу. Это внутренняя работа, освобождение от Эго, достижение внутренней свободы, достижение незамутненного состояния сознания, в котором отсутствуют какие-либо волнения. То есть, ум человека находится в полном спокойствии, неподвижности и самодостаточности. Когда вы пребываете в этом состоянии, на вас не влияет ничто, так как вы видите единство всего.

Именно так формулировал понятие йоги Патанджали в своих "Йога Сутрах", написанных примерно в 200 году до нашей эры. Во второй шлоке трактата он пишет: "Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму". То есть, йога есть достижения состояния читта вритти ниродхах. Если перевести дословно, то "читта" означает "ум", "сознание", "вритти" – волнения ума, а "ниродхах" довольно трудно выразить одним словом – это и успокоение, и равновесие, и отсутствие видоизменений, и непорождение или отсутствие вритти. В целом читта вритти ниродхах означает непорождение видоизменений сознания.

Таким образом, Хатха Йога – это ступень для достижения состояния йоги, состояния читта вритти ниродхах, которую используют для большинства людей во время Кали-Юги, то есть в наше время. Как правило, человек не способен сразу перейти к практике совершенствования сознания без предварительной очистки и подготовки физического тела. Поэтому вначале необходимо использовать методы воздействия Хатха Йоги.

Занятие по хатха-йоге включает в себя:
- асаны (позы) — помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
- пранаямы (дыхательные упражнения) — которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
- концентрацию внимания — что поможет успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
- медитацию (расслабление, релаксацию) — что даст возможность услышать и познать своё Я.

Выполнение всех выше перечисленных упражнений, сопровождаемое настойчивым упорством, жаждой познания и энтузиазмом, приведут нас к гармонии души и тела.

Современные любители хатха йоги, довольно часто воспринимают хатха йогу, как упражнения для улучшения гибкости и растяжки. На самом деле хатха йога предназначена для работы с тонкими телами человека и его энергией. Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане должно быть комфортно и приятно.

Приятные ощущения в то время, когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. Ожившая энергия помогает быть нам ближе к Богу, Абсолюту, Космосу (назовите Его как хотите) тем самым помогают нашей Душе эволюционировать. Регулярно занимающимся хатха йогой, необходимо научиться прислушиваться к себе, к своим эмоциональным процессам, к своему телу.


Развитие человека, ставшего на путь йоги, идет по трем взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям: этическому, психоэнергетическому и интеллектуальному.

Две первые ступени, хотя считающиеся подготовительными, но включающие принципы, которые остаются весьма значимыми и в дальнейшем продвижении йога, описаны Патанджали ("Йога-сутра"). Это ЙАМА (укрепление нравственности) и НИЙАМА.

Йама
В целом, ориентацию этической работы на стезе духовного продвижения отражает новозаветная заповедь: "Отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру…" (Рим., 12:9). ГЛАВНОЕ же требование йамы - АХИМСА: по возможности непричинение вреда никаким живым существам - в мыслях, словах и действиях.

Правила чистого мышления:
1. Освободить свой ум от предрассудков и предвзятых мнений.
2. Искоренить мысли о собственных правах.
3. Никого не порицать и не осуждать.
4. Всегда думать о людях только хорошо.
5. Постоянно пребывать в радостном состоянии ума.
6. Не высокомудрствовать о сембе.
7. Отказаться от пустых мечтаний.

Правила выражения своих мыслей:
1. Употреблять лишь хорошие, прекрасные, правдивые слова.
2. Не произносить даже хорошие, истинные слова, если они могут повредить другому.
3. Не вдаваться в долгие рассуждения.
4. Не повторять сплетен и не говорить попусту.
5. Избегать лишних слов, быть лаконичным.

Ахимса, проповедуя сострадательное отношение ко всему живому, предполагает не только переход на вегетарианское питание, но и бережное отношение к растениям. Стремление к соблюдению ахимсы очень многому учит практикующего йогу. Это отказ от какого бы то ни было давления на окружающих, эмоциональных требований, это ментальное очищение, самонаблюдение и бдительность.

ВТОРОЙ принцип йамы - САТЬЯ - правдивость. Это недопущение какой-либо лжи в делах словах и мыслях; отказ от побуждения ко лжи другого человека; отсутствие одобрения лжи. Несоблюдение этого принципа допускается лишь в случаях, когда правда может причинить вред другому, т. е. Когда сатья вступает в противоречие с ахимсой.

Совершенное соблюдение сатьи предполагает умение общаться с людьми на их языке, довести до них истину в таком виде, в каком они могут ее воспринять в данный момент.

Есть три способа предоставления информации собеседнику:
1. Представить всю информацию, как она есть.
2. Предоставить то, что собеседник хочет.
3. Предоставить то, что лучше всего ему послужит.

При этом:
- Если ты предоставишь все, это вызовет пресыщение.
- Если ты предоставишь то, что он хочет, это может засорить его ум.
- Если ты предоставишь то, что лучше всего ему послужит, то, в худшем случае, не поняв тебя, он начнет с тобой спорить. Но если ты послужил ему последним образом, то, как бы это ни выглядело, - ты ему послужил.

ЧЕТВЕРТЫЙ принцип йамы - АСТЕЯ - отсутствие стремления к обладанию чужими вещами. Он устраняет такие качества, как зависть и жадность.

ПЯТЫЙ принцип йамы - АПАРИГРАХА - свобода от ненужных, не необходимых вещей, довольствование малым. Это искореняет привязанность к вещам, желание приобретать их. В более широком смысле апариграха подразумевает свободу от всех ложных привязанностей и желаний. В "Дао-дэ-цзин" говорится: "(Мудрый) ничего не имеет, и потому ничего не теряет".

ШЕСТОЙ принцип йамы - БРАХМАЧАРИЯ, буквально означающее "Божественный путь". В узком смысле, принцип брахмачария предполагает контроль над своими страстями и эмоциями, в т.ч. и над половым влечением. В широком смысле, принцип брахмачария предполагает полное переключение своего внимания, устремленности, влечения - на Бога.

Нийама
Наряду с этическими принципами, эта ступень йоги включает правила гигиены и психогигиены.

Это:
- ШАУЧА - поддержание в чистоте тела;
- МИТАХАРА - чистое питание.

Их выполнение отражается на здоровье, психическом состоянии, способствует поддержанию постоянно положительного эмоционального фона, то есть соблюдения принципа САНТОША.

ИШВАРАПРАНИТХАНА предполагает постоянное осознание того, что Бог является нашим Учителем, что он, давая нам многообразные, порой болезненные уроки, ведет нас к Совершенству. Формирование такой установки несет в себе коренное изменение отношения к миру. Исчезает дуализм добра и зла, вся в мире становится Богом, призывом к тому, чтобы стать лучше. Человек начинает рассматривать каждую жизненную ситуацию как учебную. Благодаря этому меняется его отношение к внешним обстоятельствам и окружающим людям. Центр его внимания смещается с недостатков других людей на собственные, которые он и старается исправить.

ТАПАС предполагает использовать любые самоограничения для борьбы со своими пороками. Происходит планомерное освобождение от различных несовершенств и наращивание положительных качеств.

СВАДХЪЯНА предполагает глубокое изучение литературных духовных источников, постоянное размышление, способствующее осознанию смысла жизни и дальнейшего пути к Совершенству. Таким образом развивается и уровень знаний и интеллект. При этом научное знание, теория - не есть нечто самодостаточное. Это лишь средство в подготовке к непосредственному восприятию Бога, в теоретическом обосновании необходимости выращивания в себе Любви.

На пути йоги идет развитие таких положительных свойств, как:
- КШАМА - терпимость, особенно к тем, кто думает и поступает иначе;
- ДАЙА - милосердие, доброта;
- АРДЖАВА - простота, отсутствие высокомерия;
- ХРИ - смиренномудрие, отсутствие восхваления своих мнимо или реально существующих достоинств.

Все эти качества в полной мере воплощены в Кришне, Гаутаме Будде, Иисусе Христе, Нанаке, Лао-цзы, Бабаджи, Сант Такар Сингхе, Сатья Саи Бабе и других йогах и святых, сливших Свои индивидуальные сознания воедино с Божественным. Они олицетворяют собой Божественную Любовь, Мудрость, Силу и являются примером для тех, кто идет стезей йоги.


Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение
Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»
Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение
Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?
Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика
Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.


Год рождения Махеша Прасада Вармы (таково его настоящее имя) неизвестен. Предположительно, он появился на свет между 1911 и 1918 годами в городе Джабалбур, нынешний штат Мадхья-Прадеш. Махеш Прасад Варма окончил физический факультет Аллахабадского университета (Уттар-Прадеш). В 1941 году он стал учеником и секретарем Гуру Дева (Брахмананды Сарасвати), влиятельного духовного лидера (шанкарачарьи). Гуру Дев дал новое имя-титул своему помощнику - Бал Брахамачарья Махеш. Понятие брахмачарья предусматривает аскетизм и отказ от любых способов получения физического наслаждения. Впоследствии, во второй половине 1960-х именно попытка сексуального контакта подорвет репутацию Махеш Йоги.

После смерти Гуру Дева в 1953 году Махеш Йоги отправился "на вольные хлеба": стать шанкарачарьей и прямым наследником своего учителя он не мог, потому что не был брамином. Он потратил следующие четыре года своей жизни на разработку учения о трансцендентальной медитации (ТМ). Махеш Йоги утверждал, что его техника происходит от давних ведических практик, но имя для своего проекта придумал современное, и это сыграло ему на руку. С 1957 года Махеш Йоги, "хихикающий гуру" (его так называли за беспрестанные смешки во время телеинтервью), регулярно ездил по всему свету, пропагандируя свою технику, и его адептами довольно быстро оказались не столько соотечественники, сколько испытывающие увлечение Индией жители США и европейских стран. Именно на них был рассчитан рецепт улучшения качества жизни через медитацию. На Востоке этого утилитарного подхода недостаточно: медитация, в первую очередь, должна служить духовному просветлению. Достигшего этого состояния человека качество жизни волнует меньше всего на свете, точнее, его оно вообще не волнует.

В середине 1960-х Махеш Йоги, к тому времени уже давно называвший себя махариши, то есть "великий мудрец", начал издавать книги о своих практиках, которые быстро нашли немало почитателей: "Наука бытия и искусство жизни" и прокомментированный в соответствии с (ТМ) перевод "Бхагавад-Гиты". Но настоящий успех обрушился на него в 1968 году, когда его обитель посетили (неизбежно в сопровождении десятков журналистов) все четверо участников The Beatles, а также Мик Джаггер и другие знаменитости. В их числе была актриса Миа Фэрроу, к тому времени сыгравшая свою едва ли не самую знаменитую роль - в картине "Ребенок Розмари". Происшествие с Фэрроу, которая обвинила гуру в попытке сексуального контакта, едва не стоило ему репутации. Так, кроме Джорджа Харрисона, остававшегося лояльным по отношению к учителю, все остальные битлы не без облегчения отказались от трансцендентальной медитации. Джон Леннон, как известно, написал о махариши песню, вышедшую на "Белом альбоме" под названием "Sexy Sadie" во избежание возможных судебных исков.

Впрочем, у Махариши Махеш Йоги осталось немало верных поклонников - например, Майк Лав, один из основателей Beach Boys, и "шотландский Дилан" - певец Донован. Последний, к слову, до сих пор остается верным сторонником учения о (ТМ) и собирается построить университет трансцендентальной медитации не то в Глазго, не то в Эдинбурге.

В числе адептов (ТМ) в разные годы оказывались режиссеры Клинт Иствуд и Дэвид Линч. Создатель "Синего бархата" и "Твин Пикс" так же как и Донован, до сих пор не только практикует учение Махариши Махеш Йоги, но и содержит собственный фонд по обучению трансцендентальной медитации.

Коллективная медитация в Университете менеджмента Махариши (штат Айова)
Махариши от фиаско конца 1960-х оправился довольно быстро: уже в 1972 году он создал организацию World Plan Executive Council, которая координировала "решение главных мировых проблем", но на практике была штаб-квартирой империи Махеш Йоги. Оттуда велось управление учебными центрами, там разрабатывались новые программы - аюрведическая, астрологическая, архитектурная и так далее.

Несмотря на серию судебных исков, в которых Махариши обвиняли в мошенничестве, дальнейшая судьба его самого и его школы оставалась вполне благополучна. Сейчас число адептов (ТМ) насчитывает от пяти до шести миллионов человек во всем мире. Средняя стоимость курса (ТМ) в США достигает 2500 долларов. Мантра (как правило, это одно слово) может стоить около 400 долларов.

В 1990 году Махариши Махеш Йоги перебрался в Нидерланды и поселился недалеко от Амстердама. Тогда же он перестал появляться на публике и руководил своими подопечными по видеосвязи. 11 января 2008 года Махариши объявил о том, что отходит от дел. Менее чем через месяц он скончался. Как заявил пресс-атташе штаб-квартиры (ТМ), учитель миллионов умер от естественных причин - то есть от старости.




Фитнес и бодибилдинг ©2011-2018г. Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://fitbild.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена
Администрация сайта благодарит Вас за посещение нашего сайта.

Яндекс.Метрика